Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.

Второй стапельный участок после переоборудования его постоянны­ ми кильблоками и специальными продольными балками с разметкой мест для лекал, увеличил свою производительность в полтора раза. Поток создает зависимость одного участка от другого. Если, ска­ жем, замедлил свою работу заготовительный участок, тормозится дело и на стапельном. Эта зависимость заставляет отстающих повышать производительность, чтобы не задерживать работу передовых. В результате поточной системы производства значительно улуч­ шилось качество выпускаемой продукции. Раньше брак, допущенный еще, скажем, при закладке судна, обнаруживался часто только при сда­ че. Сейчас он не выходит за пределы своего участка, потому что работа, выполняемая каждым участком, перед передачей ее другому, проверя­ ется контрольным мастером. Если заготовители допустили брак в дета­ лях киля, шпангоутов или обшивки, так эти детали не попадут на ста­ пельный участок. Облегчилось производственное планирование и учет труда. Теперь ежемесячно, каждого 24-25 числа в в цеха спускаются планы работ. В со­ ответствии с этими планами в цехах разрабатываются планы-задания для каждой бригады (по форме № 1). В этих планах, которые составляются вместе с мастерами участков и последними вручаются бригаде, дается также дневное задание на зве­ но или бригаду, благодаря чему ежедневно известно, что сделал за день тот или другой участок, та или иная бригада. О выполнении данного задания по участкам и бригадам мастера дают сведения Начальнику цеха, который подводит итог дневной ра­ боте цеха и о результатах сообщает Главному Инженеру Верфи (форма № 2). Кроме того, ежедекадно производится проверка выполнения плана и всех производственных показателей цеха и каждого участка (форма № 3). Эти сведения проверяются планово-производственным отделом и также сообщаются главному инженеру. В связи с этим, каждый мастер и бригадир не только знает свое за­ дание и борется за его выполнение, но также старается, чтобы показа­ тели его участка были выше, чем у других. Возрос и у рабочих интерес к своему делу, они также стремятся увеличить производительность свое­ го труда. В начале работы по-новому некоторые квалифицированные рабо­ чие, не понимавшие преимуществ разделения труда, говорили, что мы заготовим одни только детали, но не сможем построить судно. Смущало их и то, что им дают выполнять только отдельные виды работ, а не суд­ но в целом. Теперь же они убедились, что только так нужно строить мелкий флот. В результате такой организации труда, а также ускорения выпуска отдельных деталей на участках за счет применения механизации, ша­ блонов и т.д., выпуск продукции верфи по судостроению на одного про­ изводственного рабочего возрос больше, чем в 2 раза. 105

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz