Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.
Илл. 30. Схема движения поточной постройки парусных ёл. ГААО. Фотодокументы. А 42. Л. 8. Внутри бригад также произведено распределение операций между отдельными рабочими. При такой организации труда, когда каждая бригада после оконча ния работ на одном судне сразу приступает к выполнению тех же самых работ (и на своем рабочем месте) на другом судне, у рабочих быстро появляются навыки, кокторые с каждым днем совершенствуются. Уже через шесть месяцев ученики школы Ф.З.О. настолько овладели своим делом, что все работы могут выполнять самостоятельно, а под их руко водством начинают работать ученики нового набора школы Ф.З.О. Это дало возможность со строительства ёл снять всех квалифицированных плотников и перевести их на постройку крупных судов. Специализация бригад по определенным видам работ приводит рабочих к мысли о дальнейшем расчленении труда. Рождаются рацио нализаторские предложения. Люди думают над приспособлениями, об легчающими их труд, появляются шаблоны, лекала и т.д. Так, бригадир Юрьев раньше всю работу по изготовлению рангоута выполнял один. Сейчас он распределил работу на 5-ть операций, четыре из которых вы полняют ученики и лишь самую ответственную производит сам. Про изводительность поднялась в несколько раз. 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz