Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.

г) Подготовить полностью верфь к работе в зимних условиях (отре­ монтировать цеха и жилой фонд, провести отопление, обеспечить то­ пливом, освещением и.т.д.) к 20 октября с.г. д) Провести в 1943-44 гг. подготовительные работы по расшире­ нию подсобного хозяйства верфи и довести в 1944 г. посевную площадь до 12 гектаров. 3. Начальнику Отдела снабжения т. Вахману принять меры к обе­ спечению верфи через Главснаб Наркомрыбпрома в 4-м кв. с.г. мате­ риалами и инструментом, согласно приложению №2, докладывая мне ежедекадно о ходе выполнения. 4. Моему помощнику по кадрам т. Шкляру подобрать и напра­ вить совместно с отделом кадров Наркомрыбпрома в IV кв. с.г. для работы на верфи: начальника корпусного цеха, начальника ОКСа и конструктора-механика. 5. Производственно-распорядительному отделу т. Прутынову си­ стематически проверять выполнение настоящего приказа, докладывая мне о всех задержках для принятия мер к их устранению. Начальник Главрыбосудостроя Наркомрыбпрома Союза ССР (Диденко)»210. Согласно приказу по НКРП СССР за № 532 от 19 Ноября 1943 г. «О ме­ рах по увеличению добычи рыбы в водоемах Архангельской области» и в дополнение к приказу НКРП СССР от 27 октября 1942 г. № 219, Ар­ хангельской судоверфи был определен план для строительства судов в 1944 году. Так, для Беломорского Госрыбтреста следовало построить 20 мотоботов типа «касатка», в том числе в I полугодии —10. Кроме того нужно было построить 90 ёл, в том числе в I полугодии —20. Среди прочего, в приказе обращает на себя внимание пункт 21: «Освободить Архангельскую судоверфь и Архангельский моторострои­ тельный завод от производства других заказов, не связанных с судо­ строением и двигателестроением для рыбного флота»211. На практике же план I полугодия 1944 г. по товарному выпуску Ар­ хангельской судоверфи оказался выполненным менее чем на одну треть. Он был определен (в неизменных ценах) в сумме 3 090 тыс. руб. Фактиче­ ски выполнено 955,9 тыс. руб., что составило 30,9% от полугодового пла­ на: из предусмотренных планом 10 мотоботов (все вместе в неизменных ценах —2 000 тыс. руб.) сдать в эксплуатацию не удалось ни одного. Верфь по-прежнему испытывала нехватку строевого леса, вынуж­ денно обходясь «коротьем» там, где его ранее не использовали. Про­ блему нехватки рабочей силы, главным образом высококвалифициро­ ванных плотников212и кузнецов, несмотря на прибывших переселенцев всё равно не удавалось решить. 210 ГААО. Ф. р-1887. Оп. 1. Д. 36, Л. 191; Д. 73. Л. 92; 211 ГААО. Ф. р-1887. Оп. 1. Д. 73. Л. 8. 212 Точнее, не просто плотников, а судовых плотников или «судоплотников». 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz