Давыдов Р. А. Архангельско-Мурманское срочное пароходство и его роль в строительстве Мурманской железной дороги: неопубликованные источники ГААО и РГИА // Проблема модернизации социально-экономической инфраструктуры Европейского Севера России в XX–XXI вв.: историческая ретроспектива и современности : тезисы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием 2-3 ноября 2011 г. / отв. ред. А. А. Киселев. - Мурманск, 2011. - С. 23–24.

Р.А. Давыдов Архангельско-Мурманское срочное пароходство и его роль в строительстве Мурманской железной дороги: неопубликованные источники ГААО и РГИА Величие, грандиозность строительства Мурманской железной дороги 1915-1916 гг. в силу обстоятельств, были мало оценено современниками. В условиях Первой мировой войны публикации, имеющие отношение к строительству и эксплуатации Мурманской железной дороги по понятным причинам подвергались цензуре. Революции 1917 года и гражданская вой­ на как бы заслонили собой в истории многие процессы и явления, которые, при иных обстоятельствах, привлекли бы к себе самое пристальное внима­ ние. Строительство Мурманской железной дороги было уникальным и успешным проектом, который российские власти реализовали в условиях мировой войны, в тяжелейших природно-климатических условиях, в ре­ кордно короткие сроки; с марта 1915 г. по ноябрь 1916 г. были проложены 987 верст железнодорожных путей по маршруту Петрозаводск-Сорока- Кандалакша-Мурман. В год сдачи дороги в эксплуатацию была опубликована первая, и фактически единственная до сих пор книга, специально посвященная ее строительству. Ни в советскую эпоху, ни в последующие годы, не было опубликовано ни одной книги, превосходящей ее по объему представлен­ ной информации, и по количеству иллюстративного материала. Приближающийся 100-летний юбилей Мурманской железной дороги - достойный повод, чтобы современным историкам провести серию новых исследований и опубликовать результаты своих работ. Одной из тем может стать изучение вклада Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства (далее - Товарищество АМСП) в строительство Мурманской железной дороги и, шире - отечественного опыта использования водного транспорта для нужд железнодорожного строительства. 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz