Давыдов Р. А. Особенности морского судоходства в Белом море в годы Крымской войны 1853–1856 годов. (По документам архивов России и Великобритании) // История северного мореплавания : Девятые Феодоритовские чтения : материалы историко-краеведческой конференции / под ред. епископа Митрофана (Баданина). – Североморск ; Санкт-Петербург : Ладан, 2017. – С. 170–216.
Руслан Александрович Давыдов Таким образом, командование французской эскадры, не сумевшее за всю навигацию 1854 года в Белом море одержать ни одной убедительной победы, в нарушение ранее данных правительством Франции официальных обещаний, захватило безоружное торговое судно, представило его «закон ным призом», а бывших на нем шкипера и штурмана - военнопленными. Французские «судебные места», подтвердили потом «законность» проис шедшего. В противном случае пришлось бы судить французских офицеров. А судить их, похоже, было за что. В том же самом месте, у острова Сосновец, где 31 августа (12 сентября) была захвачена шхуна И.А. Дуракина, 2 (14) сентября того же 1854 года не кий французский военный бриг остановил норвежскую шхуну «Гобет». Ве роятнее всего, это был тот самый бриг, который захватил «Двину» . Шкипер норвежской шхуны Оле Гансен с возмущением рассказывал потом русским портовым властям в Архангельске, что французский офицер требовал от него 30 франков « за будто бы сделанные по его шхуне два выстрела» (име лись в виду, вероятно, предупредительные выстрелы, произведенные с бри га, чтобы заставить норвежское торговое судно лечь в дрейф). Поскольку О. Гансен упорствовал и денег французам за потраченный ими порох давать не хотел, офицер брига приказал своим людям забрать у норвежцев един ственную шлюпку, лишив их тем самым основного спасательного средства1. Нетрудно заметить, что захват русской шхуны и грабеж норвежской шхуны, произведенные французскими моряками у Сосновца с разрывом в 1 день (!), характеризуются единством стиля. Можно с большой долей уверенности предположить, что к началу осени 1854 года офицеры французской эскадры были всерьез озабочены тем, как встретят их на родине. В отличие от англичан, которым довелось поучаство вать в многочасовой перестрелке с защитниками Соловецкого монастыря, почти полностью сжечь «столицу русской Лапландии - город Колу», по бывать в нескольких перестрелках с жителями прибрежных русских селе ний, - активность французских моряков была еле заметной. Между тем, на вигация на Белом море подходила к концу. За оставшиеся до отправления на родину дни им нужно было либо попытаться добиться хотя бы символиче ского успеха либо его придумать. Французы, видимо, решили остановиться на последнем, взяв в качестве примера для подражания захват англичанами шхуны «Волга». 1 ГААО. Ф. 2. On. 1. Т. 5. Д. 5631. Л. 89-89 об. 208
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz