Давыдов Р. А. Особенности морского судоходства в Белом море в годы Крымской войны 1853–1856 годов. (По документам архивов России и Великобритании) // История северного мореплавания : Девятые Феодоритовские чтения : материалы историко-краеведческой конференции / под ред. епископа Митрофана (Баданина). – Североморск ; Санкт-Петербург : Ладан, 2017. – С. 170–216.
Особенности морского судоходства в Белом море в годы Крымской войны 1853-1856 годов флота и командира норвежской эскадры в Финмаркене, датированного 14 (26) июля 1854 года, составленного на английском языке и адресованно го шведско-норвежскому консулу в Архангельске. Оно было передано с иду щим в Архангельск ганноверским судном «Веста». 17 (29) июля командир русского брандвахтенного брига «Новая Зем ля» изъял это письмо под расписку у капитана «Весты» и отправил подо зрительный документ архангельскому военному губернатору, от которого он 19 (31) июля после снятия копии и перевода на русский язык был направ лен адресату. В письме говорилось следующее: «Торговля, которая произ водилась между Россиею и норвежским Финмаркеном и которую англий ское и французское правительства дозволили продолжать беспрепятствен но, ныне как бы совершенно прекратилась, что должно приписать неоснова тельному страху быть захваченными, господствующему между русскими береговыми плавателями. Я счел за обязанность переговорить с капитаном Аммани, командиром английской эскадры в здешних морях, и он дал мне слово, что лодьям, раншинам и каботажным судам, не превышающим 100 тоннов, будет беспрепятственно дозволено продолжать торговлю хлеб ными припасами с норвежским Финмаркеном, если только эти суда будут снабжены нужными для того бумагами, засвидетельствованными шведско- норвежским в Архангельске консулом. Поэтому таким судам не должно ста раться избегать встречи с английскими крейсерами, но скорее искать их, чтобы предъявить к осмотру свои бумаги. Я обязанностью счел сообщить Вам вышепрописанное объявление капитана Аммани не сомневаясь, что Вы сделаете все, что от Вас зависит к извещению русских купцов и береговых плавателей, производящих сказанную торговлю, столь необходимую для обеих земель, для того, чтобы, если возможно, торговля эта продолжалась беспрепятственно » 1. По распоряжению архангельского губернатора Р.П. Бойля содержание письма довели до сведения судовладельцев Поморья. Сам же РП. Бойль не скрывал своего скептического отношения к английским обещаниям. В пись ме военному министру от 21 июля (2 августа) он заметил: «Несмотря на уверение командира английской эскадры, что суда с хлебом, идущие в Нор вегию, не будут задерживаемы, архангельские поморцы не решаются от правлять в Норвегию хлеба без обеспечения судов их ручательством грузо- хозяев; хозяева же судов, в числе коих есть английские подданные, не согла 1 ГААО. Ф.2. On. 1. Т. 5. Д. 5631. Л. 23 об. 189
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz