Давыдов Р. А. Особенности морского судоходства в Белом море в годы Крымской войны 1853–1856 годов. (По документам архивов России и Великобритании) // История северного мореплавания : Девятые Феодоритовские чтения : материалы историко-краеведческой конференции / под ред. епископа Митрофана (Баданина). – Североморск ; Санкт-Петербург : Ладан, 2017. – С. 170–216.
Особенности морского судоходства в Белом море в годы Крымской войны 1853-1856 годов ности происшествий, в которых безоружные команды русских шхун, лодей, шняк и карбасов выглядели униженными потерпевшими. В зарубежной историографии эти случаи, называемые, разумеется, не грабежом и мор ским разбоем, а взятием законных военных трофеев, или призов, также упо минаются мимоходом, несколькими фразами. Большинство публикаций о Крымской войне на Европейском Севере России упоминают блокаду Архангельска и других беломорских портов. Однако слово «блокада» у наших соотечественников, особенно тех, кто ро дился и учился в советскую эпоху, почти всегда вызывает ассоциации с бло кадой Ленинграда в годы Великой Отечественной войны и эмоционально настраивает на соответствующее восприятие любой блокады вообще. Но какова была морская блокада Беломорья в 1854 и 1855 годах в действитель ности, какие цели преследовал противник, объявивший ее? Какое воздей ствие оказала она на международную торговлю, как к ней относились пра вительства воюющих сторон? В настоящей статье, которая продолжает цикл публикаций автора по истории Крымской войны Европейском Севере России, действия англий ской и французской эскадр против русских селений на морских побережьях Архангельской губернии (обстрелы, десанты), равно как и мероприятия российских властей по их обороне, не рассматриваются. Статья почти ис ключительно посвящена малоизученным аспектам морского судоходства вБелом море в Крымской войны 1853-1856 годов. В ожидании неприятеля Общеизвестно, что возникновение Архангельска - старейшего морско го порта России - явилось следствием «открытия» англичанами морского пути в Россию в 1553 году, после которого между двумя странами стали раз виваться интенсивные торговые и дипломатические контакты. Ровно 300 лет спустя, в 1853 году, т. е. в год начала Крымской войны и менее чем за год до вступления в нее Великобритании, архангельское купечество с раз махом отметило юбилей этого события. На юбилейных мероприятиях осо бое внимание и уважение оказывали вице-адмиралу Роману Платоновичу Бойлю - военному губернатору и главному командируАрхангельского пор та, отец которого был принят на флот в лейтенанты «из английской служ бы» и посвятил большую часть жизни служению России. По злой иронии судьбы, англичанин (или, судя по фамилии, ирландец?) Р.П. Бойль через не 171
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz