Антропогенные изменения лотических экосистем Мурманской области. В 2 ч. Ч. 1. Ковдорский район / Кашулин Н. А. [и др.] ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Ин-т проблем пром. экологии Севера. - Апатиты : Кольский научный центр РАН, 2005. - 234 с. : ил.

“7"ла&л IX ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОД КОВДОРСКОГО РАЙОНА Мониторинг следует рассматривать как элемент системы управления качеством окружающей среды. Государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды в РФ в 1995 г." (1996) определяет экологический мониторинг в РФ как комплекс выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием окружающей природной среды и экологической безопасностью. Его основная задача - дать объективную информацию о состоянии тех или иных природных сред в конкретный момент времени и о динамике их параметров. Данная информация является основой для разработки прогноза изменений качества среды и трансформации экосистем, что определяет мероприятия по минимизации отрицательных воздействий. Управление природными ресурсами подразумевает практическое применение системы принятия научно обоснованных управленческих решений по охране, использованию в различных целях и восстановлению природных ресурсов без ухудшения их состояния в настоящем и будущем (Кондратьев и др., 2001). Элементами такой системы являются: блок получения, обработки, визуализации и анализа информации, включающий: научно-исследовательские работы, периодические комплексные исследования природных сред; мониторинг, в том числе и фоновых районов; базы данных; ГИС-ориентированная система визуализации и анализа информации; прогноз и оценка ущерба окружающей среде; определение задач по минимизации отрицательного воздействия на природные среды и их восстановлению; блок разработки технологических и организационных решений по снижению отрицательных антропогенных воздействий. Из приведенной схемы ясно, что сам по себе мониторинг как программа слежения за состоянием той или иной среды не может обеспечить эффективное управление природными ресурсами и охрану окружающей среды. Это возможно лишь при условии тесного взаимодействия научно-исследовательских, контролирующих природоохранных организаций и непосредственно предприятия в рамках единой управленческой системы. Основная задача научно-исследовательских организаций заключается в разработке и научном обосновании наиболее важных элементов системы управления природными ресурсами, в том числе и программы мониторинга. Реализация программы комплексного долгосрочного мониторинга позволяет получить долгосрочные ряды наблюдений, выявить тенденции продолжающегося ухудшения окружающей среды, выделить антропогенную и природную составляющие изменчивости природных систем, разработать научно­ обоснованные программы минимизации отрицательного воздействия и биологической рекультивации ранее нарушенных экосистем. 192

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz