Дащинский, С. Н. Заметки бывшего партаппаратчика / Станислав Дащинский. - Мурманск : [б. и.], 1994. - 76 с.

— Собор надо пер ед а в ат ь церкви, во звра тит ь ей, — не р а з д умы в а л я. — Но при этом подумать, к а к с о х р а ­ нить музей. Это не менее важно, ведь его посещают еже годно более 50 тысяч человек. З а к а з а л и проек тировщикам проект здания, д е р е в я н ­ ного, д вух этажно го , отвели место в центре городка. Но события поторопили, и г л а в а админис трации Му рм а н с ­ кой области Евгений Борисович Комаров принял реше ­ ние переда т ь собор церковному приходу, не д ожи д а я с ь нового з д ания д л я музея. Спорное решение. Оно сродни тем, которые принима ­ лись в д в а д ц а ты е годы, когда унич т ожа ли церкви. Те ­ перь уничт ожают с я музеи. Ценнейшие экспонаты из му­ зея поморского быта в Коле вынуждены были р а с со ­ вать по з а па сник ам областного краеведческого музея. Кому от этого польза? Ведь и то и другое — н аша оте­ чес твенная история. Не сторонник я валит ь всю вину за наши беды на ко ­ го бы то ни было: Ленина, Ст а лина , Хрущева , Б р е ж н е ­ ва. Но неприятие религии партией шло, конечно же, от Вл а дими р а Ильич а . Тут искать дру гих корней не надо, достаточно перечитать его стат ью «Социали зм и рели ­ гия», написанную з адолг о до революции, в 1905 году. Именно тогда со с траниц газеты «Но в а я жи знь» он хлестнул же с т кими и не справ едливыми словами: « Р е л и ­ гия есть опиум народа. Р е ли гия — род духовной сиву­ хи...» От в ер гал с я мно говековый в к л а д религии в к у л ь ­ туру, историю, философию довольно поверхностными до водами и тра кт овками : «Того, кто всю жи знь р а б о ­ т а ет и нужда е т с я , религия учит смирению и терпению в земной жизни, у т ешая над еждой на небесную на граду. А тех, кто жи в е т чужим трудом, религия учит бла г о т во ­ рительнос ти в земной жизни...» В статье, к а к в дру гих р а бо т а х Ленина , много тонко подмеченного и разумного: «Религия д о лж н а быть о б ъ я в л е н а частным делом», «Всякий д о лж е н быть со­ вершенно свободен исповедовать к а к ую угодно р е л и ­ гию или не при зн а в а т ь никакой религии, т. е. быть атеистом», «Ник а ки е р а з личи я м ежд у г р аж д а н ам и в их пр а в а х в за висимос ти от религиозных верований совершенно недопустимы». Но в том-то и секрет, что 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz