Циркунов, И. Б. "Второе дыхание" Александровска // VI Ушаковские чтения, [Мурманск, 12-14 марта 2009 г.] / Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2010. - С. 14-25.

16.09.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проводит политику бюджетного выравнивания и не способствует развитию социальной инфраструктуры в ЗАТО. Закон дей­ ствует шестой год, и все сложнее становится содержать в прежнем виде ком­ плекс учреждений, призванных оказывать населению социальные услуги. ЗАТО создавались на побережье Кольского залива в соответствии с Законом Российской Федерации о закрытых административно-террито­ риальных образованиях, принятым в 1992 г. Количество ЗАТО все время увеличивается. Увеличивается и численность жителей, проживающих в ЗАТО. Среди ЗАТО различаются городские и сельские. Г. Лаппо и П. По­ лян отметили увеличение численности сельских жителей в ЗАТО за счет «...прироста сельского населения в ЗАТО Скалистый Мурманской облас­ ти»1. Ими же в статье приводится сообщение о том, что «...в 1995 г, число закрытых селян составляло 3,1 тыс. чел., в 1996 г. (с учетом г. Полярного) - 4,3 тыс. чел.»2. Формально авторы правы, но мы с трудом можем согла­ ситься с тем, что жители Скалистого и Полярного - военнослужащие, мат­ росы и офицеры, рабочие и инженеры военных судоремонтных заводов - являются сельскими жителями. Принимая во внимание официальный под­ ход к тому, что в поселках должны проживать сельские жители, мы все же предлагаем учитывать особенности локальных региональных рынков. В этой связи можем предположить, что в условиях Крайнего Севера, в суб­ арктической зоне и на территории ЗАТО Министерства обороны занятия сельским хозяйством не могут иметь самостоятельного экономического значения. Важно учитывать не собственно местность, а род занятий жите­ лей. Следовательно, граждан и тем более военнослужащих всех категорий, проживающих в сельской местности, ЗАТО Министерства обороны вряд ли стоит признавать селянами. Перспектива развития ЗАТО не представляется безоблачной. Цен­ тральное, да и областное руководство вряд ли будут спокойно созерцать на центростремительные действия глав администраций ЗАТО. Сам факт су­ ществования ЗАТО нарушает целостность административного строения области и создает препятствия социального и экономического характера на пути естественного взаимодействия отдельных граждан и хозяйствующих субъектов. В связи с этим центростремительные действия глав админист­ раций ЗАТО войдут в неизбежное и усиливающееся противостояние в лучшем случае и, возможно, контрдействия с центробежными устремле­ ниями областной администрации. Процесс преобразования трех ЗАТО в ЗАТО Александровск обнажил эти противоречия и остро сказался на лич­ ностных особенностях некоторых руководителей этих ЗАТО. 1Лаппо Г.,Полян П. Закрытые города//Социологические исследования. - 1998. -№ 2. - С. 43-48. 2Там же. - С. 44. 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz