Циркунов, И. Б. Арктика: испытание цивилизацией // Ушаковские чтения : материалы I научно-практической межрегиональной краеведческой конференции памяти проф. И. Ф. Ушакова, 2-3 марта 2004 г. / Мурм. гос. пед. ун-т, Администрация Мурм. обл., Гос. арх. Мурм. обл.[ и др.]. – Мурманск : МГПУ, 2004. – С. 95-101.
полярная область Земли, естественно, существовала, но, положим, во времена Пифея была ли она мифом? Скорее нет, чем да. Миф об Арктике складывался не сразу. Само понятие «Аркти ка» не было столь распространённым, но интерес к северным, к край ним северным землям постепенно складывался. Попытки европейцев, викингов и новгородцев проникнуть на территории Крайнего Севера, испытать на себе арктический холод и труднодоступность тех мест из вестны давно. Только по письменным источникам, исландским сагам и славянской «Повести временных лет» эти попытки можно датиро вать IX-XII вв."6Так, постепенно, ища золото и не находя его, сталки ваясь с неимоверными трудностями и рискуя жизнью, первопроход цы, обретая силу духа и добывая пушнину и моржовый клык, создавали миф о богатых, но недоступных землях и островах. В те времена эти земли и острова носили различные названия, но в литературе они по степенно были объединены под общим названием «Арктика». Таким образом, мечта о богатстве, желание его добыть, с одной стороны, и сложнейшие природно-климатические условия Арктики, препятству ющие плохо экипированным первопроходцам, - с другой, создавали условия бинарной оппозиции в сознании не современников перво проходцев, а более поздних интерпретаторов событий, что, безуслов но, приводило к мифотворчеству. В этих первых походах, когда первопроходцы случайно или в силу природного любопытства проникали в пределы Арктики, она не испытывала серьёзных антропогенных нагрузок. Причина, объясняю щая это, проста. Цивилизация была ещё так слаба, что «комариные уку сы», которые наносили Арктике викинги и новгородцы, не приносили ей какого-либо ущерба. Однако это была заявка о предстоящих испыта ниях цивилизацией. Человек, однажды проникший в Арктику, уже боль ше никогда не оставит её в покое. Первым серьёзным испытанием для Арктики можно считать по явление на берегах Белого моря и последующее развитие поморской субэтнокультуры. В преддверии Арктики, а иногда и в субарктической зоне стали появляться поселения, монастыри и города. Это был длитель ный период мягкого нажима на Арктику со стороны цивилизации. И, что немало важно, натиск цивилизации на Арктику проходил под покрови тельством русского православия, о чём красноречиво свидетельствует активная хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря, миссио нерская работа самого крайнего северо-западного Печенгского монас тыря и многочисленные православные поморские кресты, расставлен ные по всем берегам Белого моря и на островах арктических морей."7 97
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz