Циркунов И.Б. Феноменологическая основа складывания арктического сверхтекста (на примере анализа рассказа Б. Блинова "Вершина Ян-Майена") // Северный текст русской литературы : [доклады Международной научной конференции / САФУ ; сост., отв. ред.: Е. Ш. Галимова]. – Архангельск, 2020. – Вып. 5 : Русский Север в системе точек зрения. - С. 74-80.
что Арктический сверхтекст может быть описан и научно осмыслен, так как, во-первых, текстов, его образующих, немало, и авторы этих текстов - как жители Заполярья, так и побывавшие здесь и в прошлые века, и в наше время путешественники, полярники, изыскатели и др., а во-вторых, у этих текстов можно выявить объединяющую их концептуальную основу. Предположение о том, какова это основа (или, во всяком случае, одно из доминантных сверхсмысловых оснований), было навеяно публикацией, в ко торой зафиксировано наблюдение английских моряков XVIII века, зимовав ших на Новой Земле. «Мы скоро заметили, что при разговоре друг с другом у нас многие слова терялись, и мы не могли слышать друг друга на расстоянии немногим поболее двух ярдов... После долгого недоумения я наконец узнал, что наши слова замерзали в воздухе... <...> Наконец, по перемене ветра, окружавший нас воздух начал таять. Наша избушка тотчас наполнилась ка кими-то сухими, трескучими звуками, о которых я после узнал, что это был треск от согласных букв...» [Цит. по: 3, с. 58-59]. Это полуфантастическое-полушутливое описание стало для нас своего рода толчком к осмыслению того, что феноменологической основой Аркти ческого сверхтекста может быть стихия воздуха. Есть основания предпола гать, что исследование существующих текстов об Арктике, как и появление в будущем новых произведений писателей мурманских, архангельских, нарь- янмарских, воркутинских, норильских, певекских, анадырьских и некоторых других арктических населённых пунктов, не говоря уже о столичных авторах и мастерах слова из других городов России, подтвердит нашу дивинацион- ную гипотезу. В этой работе мы остановимся на одном из произведений, в котором сти хия воздуха играет важную смыслообразующую роль, —на рассказе «Вершина Ян-Майена» старейшего мурманского писателя Бориса Николаевича Блинова (1940 г. р.). Обратимся к фабуле рассказа. События происходят в трёхкомнат ной квартире старого рыбака-капитана, вышедшего на пенсию. Капитан боле ет душой за своё судно СРТ «Персей» и часто его вспоминает. Когда на этом судне он проходил мимо острова Ян-Майен, ему открылась таинственная вершина острова. По рыбацкому поверью, кто её, вечно закрытую облаками, увидит, тот будет счастлив. В квартире с пенсионером проживает его дочь, внук и внучка —старшеклассники. В семье давно нет взаимопонимания, старик плохо себя чувствует, его всё и все раздражают. Домочадцы считают, что ха рактер старого капитана испортило море, поэтому он такой сварливый и несчастный. Главный герой придерживается другой точки зрения: он счита ет себя счастливым, потому что он видел «вершину» Ян-Майена. Остановимся на интересующем нас фрагменте, где речь заходит о вер шине пустынного вулканического острова Ян-Майен, который расположен в западном полушарии между Гренландским и Норвежским морями, на семь десят первом градусе северной широты: «...Ян-Майен, его стройная, как мо лодая ель, скала. Вершину её всегда скрывали облака, иногда одно единственное облако на всём небе. Как все старые моряки, он был суеверен и верил, что счастье придёт к тому, перед кем откроется вершина. 77
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz