Циркунов, И. Б. Периодика Мурмана : краткий справочник средств массовой информации Мурманской области / И. Б. Циркунов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 178, [2] с.: ил.
ся случаи так называемой маркетинговой подстройки названия но вой газеты к названию газеты хороню известной. Приёмы маркетинга стали широко распространяться в последний из исследуемых периодов. Однако наряду с этичными методами всё чаще стали просто вводить своих читателей —покупателей в заблуж дение в части тиражности СМИ. К сожалению, стало нормой завы шать декларированный тираж газеты, тем самым демонстрировать популярность издания и привлекать новых рекламодателей. Однако гак было не всегда. В советские времена тиражи, которые указыва лись в выходных данных газет, соответствовали действительности. Такое же серьёзное значение раньше придавали формату изда ния. Вгоды советской власти формат издания определял и вид СМИ, и его статус, правда, эго было негласное правило. Так, например, фор мат А2 соответствовал серьёзной официальной газете, органу опре делённой партийной, советсткой или профсоюзной структуры. Фор мат АЗ был характерен для еженедельников, заводских газет и мало- гиражек. Форматом А4 могла быть отпечатана, пожалуй, только листовка. Внаше время формат издания тоже имеет значение, но отно шение к формату стало более демократичным. Так, старейшая и ува жаемая газета области «Полярная правда» не пренебрегает исполь зовать столь демократичный формат, как АЗ, по четвергам, при этом не менее уважаемая и любимая многими газета «Вечерний Мур манск» не стремится использовать столь официозный формат, как А2, тогда как новая и зубастая газета «Норд-Вестъ Курьер», рассчи танная на сенсацию и массового читателя, изначально использует тя жёлую форму подачи материала —формат А2. Формат А4 в 90-е годы для газет стал считаться вполне приемлемым. О времена, о нравы! Попытаемся проанализировать с точки зрения статистики пери оды возникновения новых газет. До 1921 г. нами было выявлено семь наименований газет. Этот первый исследуемый период охватывает 14 лет XX века и можно установить некоторую интенсивность появ лений СМИ. В первые годы прошедшего столетия средняя интен сивность появления СМИ была равна одному наименованию газеты вдва года. Второй двадцатилетний период (1921—1940) отмечен боль ней интенсивностью СМИ —два наименования газет в год. В этот период была основана 41 редакция газет. Вгоды Великой Отечествен ной войны было создано двадцать фронтовых, армейских и флотских газет. Четвёртый период —с 1946 по 1958 годы —по своей интенсив ности схож со вторым периодом, тогда появлялось два названия в год, а всего возникло двадцать две газеты. Плановость пятого перио 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz