Циркунов, И. Б. Периодика Мурмана : краткий справочник средств массовой информации Мурманской области / И. Б. Циркунов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 178, [2] с.: ил.

ся случаи так называемой маркетинговой подстройки названия но­ вой газеты к названию газеты хороню известной. Приёмы маркетинга стали широко распространяться в последний из исследуемых периодов. Однако наряду с этичными методами всё чаще стали просто вводить своих читателей —покупателей в заблуж­ дение в части тиражности СМИ. К сожалению, стало нормой завы­ шать декларированный тираж газеты, тем самым демонстрировать популярность издания и привлекать новых рекламодателей. Однако гак было не всегда. В советские времена тиражи, которые указыва­ лись в выходных данных газет, соответствовали действительности. Такое же серьёзное значение раньше придавали формату изда­ ния. Вгоды советской власти формат издания определял и вид СМИ, и его статус, правда, эго было негласное правило. Так, например, фор­ мат А2 соответствовал серьёзной официальной газете, органу опре­ делённой партийной, советсткой или профсоюзной структуры. Фор­ мат АЗ был характерен для еженедельников, заводских газет и мало- гиражек. Форматом А4 могла быть отпечатана, пожалуй, только листовка. Внаше время формат издания тоже имеет значение, но отно­ шение к формату стало более демократичным. Так, старейшая и ува­ жаемая газета области «Полярная правда» не пренебрегает исполь­ зовать столь демократичный формат, как АЗ, по четвергам, при этом не менее уважаемая и любимая многими газета «Вечерний Мур­ манск» не стремится использовать столь официозный формат, как А2, тогда как новая и зубастая газета «Норд-Вестъ Курьер», рассчи­ танная на сенсацию и массового читателя, изначально использует тя­ жёлую форму подачи материала —формат А2. Формат А4 в 90-е годы для газет стал считаться вполне приемлемым. О времена, о нравы! Попытаемся проанализировать с точки зрения статистики пери­ оды возникновения новых газет. До 1921 г. нами было выявлено семь наименований газет. Этот первый исследуемый период охватывает 14 лет XX века и можно установить некоторую интенсивность появ­ лений СМИ. В первые годы прошедшего столетия средняя интен­ сивность появления СМИ была равна одному наименованию газеты вдва года. Второй двадцатилетний период (1921—1940) отмечен боль­ ней интенсивностью СМИ —два наименования газет в год. В этот период была основана 41 редакция газет. Вгоды Великой Отечествен­ ной войны было создано двадцать фронтовых, армейских и флотских газет. Четвёртый период —с 1946 по 1958 годы —по своей интенсив­ ности схож со вторым периодом, тогда появлялось два названия в год, а всего возникло двадцать две газеты. Плановость пятого перио­ 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz