Циркунов, И. Б. Периодика Мурмана : краткий справочник средств массовой информации Мурманской области / И. Б. Циркунов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 178, [2] с.: ил.

держания. Нели такая связь и имеет место, то её следует рассматри­ вать как опосредованную. Удельный вес низкопробных газет на еди­ ницу качественной продукции повысился, но и качество содержания высокопробных СМИ также возросло, как реакция на обострение конкурентной борьбы на рынке СМИ. 11олиграфическое исполнение газет заметно улучшилось благодаря внедрению и массовому распро­ странению новой технологии —офсетному производству. Значитель­ но распространились ранее малочисленные по своей номенклатуре журналы и альманахи. I [оменклатура выпуска книжной продукции также достигла невиданного размаха. Однако за всё надо платить. 11олучив такое разнообразие редакционно-издательских продуктов, расплата не заставила себя долго ждать —произошло резкое падение тиражей СМИ и книжной продукции —практически на порядок. Все эти события привели к тому, что в маркетинговом отношении обо­ значились чёткие черты сформировавшегося издательско-полигра­ фического локального регионального рынка (ЛРР) печатной продук­ ции Мурманской области. В настоящее время можно говорить о до­ вольно сложном по структуре и многоукладном Л РР печатной продукции, на котором происходят сложные функциональные и структурные преобразования. На смену понятной централизованной системе снабжения полиграфическими материалами, торговым обо­ рудованием, полиграфическими и канцелярскими товарами пришла латентная форма самообеспечения участников ЛРР печатной про­ дукции. Подконтрольную систему партийных полиграфических пред­ приятий сменила сеть государственных, корпоративных и частных типографий, работающих, как правило, с использованием офсетной технологии. Монополии на распространение книжной продукции уже нет, а в монополии на распространение печатной продукции проис­ ходя]' перманентные изменения, включая передел рынка сбыта. Ины­ ми словами, ЛРР печатной продукции представляет собой многослой­ ную диффузную конструкцию, сложную иерархическую структуру и нолифункциональные возможности. Этот рынок находится в ста­ дии рождения, поэтому регулярно претерпевает разнообразные частно-правовые, структурные, функциональные и технико-техноло­ гические изменения. Несмотря на столь сложные процессы, проис­ ходящие на рынке, конкурентную борьбу и начальную фазу его су­ ществования, можно заявлять, чтоЛРР печатной продукции Мурман­ ской области состоялся. Созвездие мурманских СМИ продолжает сиять, иногда мерцая, иногда освещая, иногда ослепляя. Завершая обзор заполярных газет и 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz