Циркунов, И. Б. Периодика Мурмана : краткий справочник средств массовой информации Мурманской области / И. Б. Циркунов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 178, [2] с.: ил.
ками жизни многих телезрителей, на самом деле свидетельствуют о периоде становления рыночных отношений на рынке электронных СМИ. Исторически так сложилось, что телерасписания раз isнеделю публиковали ежедневные газеты, выходила специальная газета, из даваемая ГТРК «Мурман», —«Телевидение —радио». Для издаю щей организации выпуск такой газеты и предоставление телераспи сания другим газетам являлось источником дополнительного дохо да. Но в связи с тем, что появились негосударственные телеканалы исчезает монополия не только на телевещание, но и на издание газет- телерасписаний. Естественно, в ситуации рыночной свободы в борь бу за «газетные» деньги телезрителей включились сами газетчики. Первой серьёзной атакой на «телегазетную» монополиюбыл выпуск газет серии «Всё»: «Смотрите всё», «Телепрограмма и всё». Атака в некотором роде была успешной. Удалось не только потеснить един ственную телепрограммийную газету, но и выяснить слабые места системы контроля и распространения телерасписаиий. Кроме этого, обнажилась сложная юридическая проблема из области авторского права —является ли телерасписание продуктом творчества коллек тива телекомпании? Вслед за первой атакой последовали следующие, появилось несколько новых телегазет, ситуация на рынке вышла из- под контроля —известно, что дурное дело не хитрое! Очень скоро выяснилось, что рынок телегазет тесен. Начались выяснения отноше ний между редакциями телегазет, которые неизбежно привели к ло кальным маркетинговым войнам. Но это тема другого исследования. Подводя итог последнего этапа развития СМИ, следует отметить следующее. В 90-е годы произошли три важнейших события —тех нико-технологическое, идеологическое и маркетинговое. Технико- технологическое событие означает фактическое массовое внедрение офсетного производства в типографиях Мурманской области. Идео логическое —упразднение цензуры и партийного контроля над СМИ. Два этих события создали условия развития СМИ как в количествен ном, так и в качественном значении. В свою очередь качественные и количественные изменения в сфере средств массовой информации создали условия возникновения рыночных отношений и положили начало складыванию локального регионального рынка СМИ. Это и означало третье важнейшее событие 90-х годов —маркетинговый подход в журналистике, редакционно-издательском и полиграфиче ском деле. Газет стало значительно больше. Увеличение числа газет — это результат демократизации жизни общества и появления полити ко-идеологических свобод. Естественно, количественное увеличение числа газет напрямую не влияет на качество СМИ в смысле их со 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz