Циркунов, И. Б. Периодика Мурмана : краткий справочник средств массовой информации Мурманской области / И. Б. Циркунов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 178, [2] с.: ил.

ками жизни многих телезрителей, на самом деле свидетельствуют о периоде становления рыночных отношений на рынке электронных СМИ. Исторически так сложилось, что телерасписания раз isнеделю публиковали ежедневные газеты, выходила специальная газета, из­ даваемая ГТРК «Мурман», —«Телевидение —радио». Для издаю­ щей организации выпуск такой газеты и предоставление телераспи­ сания другим газетам являлось источником дополнительного дохо­ да. Но в связи с тем, что появились негосударственные телеканалы исчезает монополия не только на телевещание, но и на издание газет- телерасписаний. Естественно, в ситуации рыночной свободы в борь­ бу за «газетные» деньги телезрителей включились сами газетчики. Первой серьёзной атакой на «телегазетную» монополиюбыл выпуск газет серии «Всё»: «Смотрите всё», «Телепрограмма и всё». Атака в некотором роде была успешной. Удалось не только потеснить един­ ственную телепрограммийную газету, но и выяснить слабые места системы контроля и распространения телерасписаиий. Кроме этого, обнажилась сложная юридическая проблема из области авторского права —является ли телерасписание продуктом творчества коллек­ тива телекомпании? Вслед за первой атакой последовали следующие, появилось несколько новых телегазет, ситуация на рынке вышла из- под контроля —известно, что дурное дело не хитрое! Очень скоро выяснилось, что рынок телегазет тесен. Начались выяснения отноше­ ний между редакциями телегазет, которые неизбежно привели к ло­ кальным маркетинговым войнам. Но это тема другого исследования. Подводя итог последнего этапа развития СМИ, следует отметить следующее. В 90-е годы произошли три важнейших события —тех­ нико-технологическое, идеологическое и маркетинговое. Технико- технологическое событие означает фактическое массовое внедрение офсетного производства в типографиях Мурманской области. Идео­ логическое —упразднение цензуры и партийного контроля над СМИ. Два этих события создали условия развития СМИ как в количествен­ ном, так и в качественном значении. В свою очередь качественные и количественные изменения в сфере средств массовой информации создали условия возникновения рыночных отношений и положили начало складыванию локального регионального рынка СМИ. Это и означало третье важнейшее событие 90-х годов —маркетинговый подход в журналистике, редакционно-издательском и полиграфиче­ ском деле. Газет стало значительно больше. Увеличение числа газет — это результат демократизации жизни общества и появления полити­ ко-идеологических свобод. Естественно, количественное увеличение числа газет напрямую не влияет на качество СМИ в смысле их со­ 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz