Циркунов, И. Б. Периодика Мурмана : краткий справочник средств массовой информации Мурманской области / И. Б. Циркунов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 178, [2] с.: ил.

СМИ. В то время, когда старые СМИ с трудом перестраивались, - искали приемлемые формы организации, новую структуру подачи материала, новые журналистские приёмы и даже новые шрифты для старых названий, как грибы после дождя стали появляться, исчезать и снова возникать новые газеты с приспособленными к рыночным условиям формами организации, простейшими структурами подачи материала и обилием рекламы. Количество газет в Мурманской об­ ласти стало заметно расти. Тиражи газет стали приближаться к реальному рыночному количеству экземпляров, экономически обус­ ловленным потребностям читательской аудитории. 11ериод развития рынка СМИ сопровождался несколькими явлениями структурного характера. Во-первых, стали исчезать, закрываться так называемые ведом­ ственные, отраслевые, малобюджетные газеты, которые издавались крупными промышленными предприятиями и организациями, в том числе градообразующими. Кчислу таких газет можно отнести «Шельф Арктики», «Гидростроитель Заполярья», «Кировский строитель», «Мурманский строитель», «Заполярный железнодорожник» и неко­ торые другие. Подобное же явление происходило и с газетами Крас­ нознаменного Северного флота (КСФ). В период упразднения по­ литотделов на кораблях и частях КСФ сокращали должности воен­ ных корреспондентов, закрывали газеты. Но спустя некоторое время, многие крупные предприятия опра­ вились от рыночного шока, перестроились. Почти все из них акцио­ нировались, обзавелись новыми хозяевами. Некоторые промышлен­ ные гиганты стали выпускать свои корпоративные средства массо­ вой информации, как, например, ОАО «Апатит» учредил газету «Хибинский вестник». Другие —возобновили выпуск новых газет со старыми названиями, как это сделали в ОАО «Мурманское морское пароходство», возродив выпуск известной газеты «Арктическая звез­ да». Правда, теперь это не органы парткома и профкома, как это было раньше, а скорее рупоры руководства акционерных обществ. Во многом эти газеты сохраняют специфику старой рабочей прес­ сы, пишут о буднях предприятия, о лучших по профессии, появля­ ются заметки о трудовых династиях, освещают проблемы социаль­ ной сферы. Однако на предприятиях, где сильны профсоюзы, нахо­ дятся средства для выпуска и собственной газеты, например, «Вестник морских профсоюзов». Во-вторых, можно зафиксировать факт появления газет-однодне­ вок. Имеются в виду газеты, выходившие в свет буквально несколь­ 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz