Циркунов, И. Б. Периодика Мурмана : краткий справочник средств массовой информации Мурманской области / И. Б. Циркунов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 178, [2] с.: ил.

рии развития заполярных средств массовой информации. Тогда в статье «По Карелии и Мурману» в журнале «Карело-Мурманский край» отмечалось, что «всего в округе (Мурманском. — И. Ц.) изда­ ётся 17 печатных заводских и районных газет». ( Карело-Мурманский край. —1935. - № 3 , - С. 36.). При этом 9 газет издавалось в г. Мур­ манске и 3 из них на железнодорожном транспорте (там же). Третий этап в истории мурманских газет соответствует всплеску развития СМИ на Мурмане, который, как нам кажется, пришёлся на годы Ве­ ликой Отечественной войны в результате возникновения фронтовых и флотских газет. Четвёртый этап приходится на годы восстановле­ ния народного хозяйства и развития индустрии на Крайнем Севере, когда происходили структурные изменения в среде СМИ, возника­ ли новые отраслевые, производственные и заводские газеты. На пя­ том этапе в 60—80-е гг. происходит некоторая стабилизация в сред­ ствах массовой информации. Новый бум в развитии мурманской прес­ сы пришёлся на 90-е гг., что соответствует шестому этапу развития СМИ па Мурмане. Но вопросы истории журналистики Мурманской области не вхо­ дят в рамки нашего справочника —этому феномену должна быть посвящена отдельная работа. Ведь газета или журнал это не только и не столько листы краскооттисков, сколько люди —журналисты, тех­ нический персонал, полиграфисты, чьими трудами, талантами, забо­ тами и хлопотами создаются печатные издания. Исследование по истории журналистики, скорее всего, будет сложным как по струк­ туре, так и по содержанию. Оно будет затрагивать как историю воз­ никновения и развития отдельных СМИ областного, городского, рай­ онного и отраслевого масштабов, их роль в развитии областной жур­ налистики и информировании населения о происходящих событиях, влияние СМИ на формирование и иногда манипулирование обще­ ственным мнением жителей области, так и биографии отдельных журналистов, редакторов, которые оставили заметный след в исто­ рии мурманских СМИ и местной журналистики. Наш справочник может послужить отправной точкой в этом исследовании, тем более, что в нём наверняка можно будет найти некоторые неточности и ошибки, которые с удовольствием исправит историк журналистики. С недавних пор, имеется в виду постсоветский период, СМИ это не только средство идеологического воздействия на массы, но и эко­ номический феномен. В конце 80-х и в 90-х гг. рядом со старыми, хорошо зарекомендовавшими себя газетами, стали возникать новые 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz