Циркунов, И. Б. Пространственное управление в Арктике // Освоение Арктики. История и современность : к 75-летию образования Мурманской области : материалы научно-практической конференции, 14-15 ноября 2013 года, г. Мурманск / сост.: Заборщикова С. А. – Мурманск, 2013. - С. 109-119.

И. Б. Циркунов Пространственное управление в Арктике Известно, что Россия имеет самые большие территории и акватории, расположенные в арктической зоне. Но осознание, что это огромные пространства с особыми природно-климатическими условиями жизни и многонациональным составом проживающего там населения, пришло властям не сразу. Одной из первых форм управления в арктической зоне можно считать «Устав об управлении инородцев» (1822), разработанный известным государственным и общественным деятелем России Михаилом Михайловичем Сперанским (1772-1839). Вместе с «Уставом о сибирских киргизах» эти законы фактически определяли систему управления неславянскими народами Сибири и Крайнего Севера вплоть до февральской революции 1917 г. Эти институты управления не были совершенны, хотя имели ряд важных достижений, как, например, терминологические объяснения основных понятий, используемых в этих законах. Принятием этих законов был положен конец традиционному колониальному режиму управления на вновь присоединённых территориях Российской империи. До XVIII в. включительно традиционный режим управления отличали две особенности. Во-первых, коренное население рассматривалось не иначе как «ясачные инородцы», т.е. в контексте сбора налогов и податей. Во-вторых, все новые земли и территории рассматривались как государственная собственность. На этом основании на новых территориях государство обеспечивало защиту интересов коренного населения от посягательств колонистов с целью поддержания определённого уровня собираемости ясака. С другой стороны, стремясь к унификации налогооблагаемых единиц, государство проводило политику правовой, социальной и религиозной ассимиляции, что дало свой отрицательный результат. Политика ассимиляции на фоне сложных природно-климатических условий жизни, эпидемий и произвола чиновничьей администрации крайне негативно сказалась на демографии коренных народов Севера. Численность населения аборигенов Сибири и Крайнего Севера к началу XIX в. значительно сократилась, а значит, сократилось число налогоплательщиков, что крайне недопустимо для государства. Новый «Устав 1822 года» генерал-губернатора Сибири М. М. Сперанского оказался своевременным. На основе принципа дифференциального подхода к населению с различным уровнем социально-экономического развития он выполнил основную свою задачу: закрепил за аборигенами территории их традиционного расселения, 109

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz