Циркунов, И. Б. Пространственное управление в Арктике // Освоение Арктики. История и современность : к 75-летию образования Мурманской области : материалы научно-практической конференции, 14-15 ноября 2013 года, г. Мурманск / сост.: Заборщикова С. А. – Мурманск, 2013. - С. 109-119.

акватории за архипелагом Шпицберген свободна ото льда. Но Норвегия объявила 200-мильную рыбоохранную зону вокруг архипелага. Во-вторых, центральная часть CJIO, а это огромная акватория в 2,8 млн кв. км, по площади как два Баренцева моря, лежит за пределами 200-мильных зон и доступна для рыбного промысла, научного изучения и разработок углеводородов. В последнее время интерес к Арктике проявляют не только пять приарктических государств, но и так называемые неарктические страны. А этим неарктическим странам не столь близки и интересны вопросы экологической безопасности, защиты окружающей среды и сохранения водных биоресурсов. Как нам представляется, эти государства в большей степени стремятся получить доступ к углеводородным ресурсам, чем к биоресурсам. При этом можно предположить, что существует прямая связь с тем, что чем выше стремление к углеводородным ресурсам, тем выше риск аварийной ситуации при их разработке. В-третьих, существующая в арктических водах система течений в случае аварии понесёт всю грязь к российским берегам. А в этой ситуации одним экологическим страхованием нельзя будет отделаться. Здесь потребуется не только инициатива России, но всех заинтересованных в арктических разработках стран по созданию документа под названием «дорожная карта Арктики». Это должен быть современный институциональный документ, отвечающий всем требованиям пространственного управления в арктической зоне. Этот документ должен быть ориентирован не только на проблемы международного сотрудничества в экономической сфере, как это часто можно встретить у отдельных исследователей, но и на решение очевидных и латентных межнациональных и межэтнических проблем народов, населяющих арктическую зону, на реализацию общегосударственных, военных, социально-экономических и культурных вопросов, затрагивающих развитие Российской Арктики. Таким образом, можно сделать следующие выводы. Ни одно эффективное государство, даже считающее себя федеративным, не пойдёт на повсеместное использование принципа национально-территориального устройства страны. Использование принципа административно- территориального устройства вкупе с индустриально-территориальным лишь на первый взгляд выглядит как абсолютно верные управленческие мероприятия. В действительности, как показывает история, эти принципы не сулят перспектив всестороннего пространственного развития страны и населения. Причина видится в следующем парадоксе государственного управления. Чёткие и прогнозированные мероприятия государства, отвечающие ожиданиям населения, т.е. население в состоянии предвидеть их и подготовиться к ним, приводят к неэффективности государственной политики в целом. Поэтому государству, которое стремится быть 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz