Циркунов, И. Б. Пространственное управление в Арктике // Освоение Арктики. История и современность : к 75-летию образования Мурманской области : материалы научно-практической конференции, 14-15 ноября 2013 года, г. Мурманск / сост.: Заборщикова С. А. – Мурманск, 2013. - С. 109-119.

количества, предусмотренного рейсовым заданием» [ГАМО, ф. Р-431, оп. 1, д. 172, л. 269]. Можно продолжить перечисление спорадических управленческих решений - уступку российского правительства норвежской стороне в вопросе установления границы в акватории Баренцева моря, воссоздание ФГКУ «Администрация Северного морского пути», подведомственного Федеральному агентству морского и речного транспорта, с бестолковыми дебатами по определению месторасположения этой самой администрации. Конечно, это хоть какие-то действия России, которая таким неуклюжим образом пытается зафиксировать своё присутствие в Арктике. Но помимо рассмотрения отдельных проектов в Арктике, которые, безусловно, необходимы и которые под силу крупным и даже средним по масштабам экономическим институтам как государственным, так и частным, требуются скоординированные и крупномасштабные планы, рассчитанные на долгосрочную перспективу. А для этого необходима новейшая законодательная база, приспособленная к современной арктической действительности, а не только закон о районировании в Арктике, который так и не могут принять, потому что никто никогда не знал и знать не будет, где же все-таки проходит южная граница Арктики хотя бы в Российской Федерации. О южной границе Арктики можно только договориться, но это, судя по всему, дело весьма щекотливое и разрешиться оно может только за кремлёвской стеной. Даже не имея такой институциональной платформы, как законодательная база, именно государство, а не частные инвесторы, должно заниматься такими направлениями пространственного управления в Арктике, как развитие заповедного дела в арктической зоне, создание базовых логистических центров хотя бы в крайних точках Северного морского пути - Мурманске и Владивостоке. При этом следует не забыть о создании головных офисов в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске и Сочи, а без этого не будут созданы рабочие логистические центры в первых двух названных городах. Государственное участие в логистике просто необходимо, т.к. никакие, даже крупные компании типа ЗАО «Агросфера» [MB, 10.01.2013] не пойдут на добровольное раскрытие коммерческой информации, но при этом координировать и проводить глобальную логистику нужно коммерчески независимому институту. Без государственного логистического центра Мурманский транспортный узел (МТУ), несмотря на своё стратегическое положение, незамерзающий порт, связь с трассами СМП, ледокольным флотом и базой обеспечения атомного флота, не сможет стать одним из крупнейших в мире. А Россия так и не догонит Голландию, страну с одним из самых крупных грузооборотов. Однако есть ещё одна глобальная проблема, которая напрямую связана с глобальным потеплением в Арктике. Во-первых, северная часть 116

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz