Циркунов, И. Б. Пространственное управление в Арктике // Освоение Арктики. История и современность : к 75-летию образования Мурманской области : материалы научно-практической конференции, 14-15 ноября 2013 года, г. Мурманск / сост.: Заборщикова С. А. – Мурманск, 2013. - С. 109-119.
государственного управления индустриально-территориальное устройство является наиболее оптимальным, если соблюдать масштабы и пропорции даже в мегаорганизациях. Но с точки зрения народонаселения и отдельных граждан такой подход содержит значительную долю издержек, которые ложатся на плечи отдельных народов, населения городов и сёл, простых граждан. В качестве примера можно привести состояние демографии по Мурманской области с отрицательным балансом и демографическое состояние саамского народа, которое, в лучшем случае, можно определить как стагнацию. Наиболее красноречивым примером пространственного управления в арктической зоне является организация сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил СССР в современной России. При всей эффективности и управляемости военными подразделениями и соединениями мы можем констатировать почти полное демографическое фиаско на Мурманском берегу Баренцева моря. Если до периода милитаризации этого берега, до времени активного строительства Северного флота на участке от выхода из Кольского залива до мыса Орлов-Терский Тонкий учёные подсчитали порядка двадцати населённых пунктов, причём это были гражданские поселения, а не закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), то теперь их насчитывается не более шести. Иными словами, можно наблюдать подмену лозунга «Нам есть кого и что защищать!» на лозунг «Нам есть чем защищать!». Следовательно, как индустриально-территориальный, так и административно-территориальный принципы устройства всей страны или её части содержат в себе минимальную часть гуманистической или общечеловеческой составляющей. А это, в конце концов, негативно сказывается на всем государстве в целом, что приводит к значительным демографическим проблемам и как следствие - низкой налоговой обеспеченности. В современной России, к сожалению, нет примеров комплексного пространственного управления арктической зоной страны. В настоящее время мы можем наблюдать отдельные фрагментарные и даже спорадические управленческие усилия правительства - как-то: воссоздание пограничной заставы на Земле Франца-Иосифа, организация очистки островов СЛО от металлической тары и металлоконструкций различного рода. Следует заметить, что организация уборки от металлической тары (бочек из-под топлива) была налажена в ГУСМП как систематическая и обязательная деятельность. Приказом № Р-37 по ГУСМП от 31 января 1940 г. «Об обязательном возврате железной бочкотары» была установлена система премирования капитана судна и его команды: «Установить премию в размере 8 руб. в пользу судового экипажа, за каждую погруженную перевезённую и сданную с пробкой железную бочку, сверх 115
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz