Циркунов, И. Б. Пространственное управление в Арктике // Освоение Арктики. История и современность : к 75-летию образования Мурманской области : материалы научно-практической конференции, 14-15 ноября 2013 года, г. Мурманск / сост.: Заборщикова С. А. – Мурманск, 2013. - С. 109-119.

комплексных транспортно-промышленных коммерческих институтов, успешно осуществляющих свою деятельность в Арктике. Следует остановить наше внимание на ещё одной немаловажной особенности этого экономического института, который в меру своих возможностей выполнял и социальные функции среди малочисленных народов Крайнего Севера и Дальнего Востока. Через свои индустриально-территориальные подразделения или, говоря современным языком, филиалы на местах, которые обеспечивали не только связь с головным учреждением во Владивостоке, общество участвовало на своих территориях в организации, проведении и обеспечении тех или иных хозяйственных мероприятий и социально-экономической деятельности. АО «Комсеверопуть» являет собой интересный пример пространственного управления в Арктике, построенного на принципах индустриально-территориальной организации. Однако деятельность и этого успешного экономического института была прервана в 1933 г. сразу после организации в декабре 1932 г. Главного управления Северного морского пути при Совете Народных Комиссаров СССР (ГУСМП). О Главном управлении СМП написано достаточно книг и статей, поэтому мы не будем повторяться, но остановимся на основных выводах об управленческой деятельности этой организации. Сразу следует оговориться, что по-настоящему пионерских деяний в работе ГУСМП немного. Создание этой организации происходило не на пустом месте. Как видно из нашего сообщения, до появления Главного управления велись масштабные работы Комитетом Севера, организацией Комсеверопуть, ставшей со временем АО «Комсеверопуть». Кроме этого мы не останавливались на работе Всесоюзного центрального комитета нового алфавита (ВЦК НА), Центрального бюро краеведения и Комитета по заповедникам при Президиуме ВЦИК, обладающих всесоюзным масштабом деятельности, которая позитивным образом сказалась и на развитии районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Но следует отметить, что Комитет Севера, занимая активную позицию по национально-территориальному устройству страны, вел решительную борьбу с последователями сталинских идей по «автономизации» республик и национальных окраин. В частности, Комитет всячески противодействовал созданию ГУСМП. В протоколе № 62 заседания Бюро Комитета Севера при Президиуме ВЦИК от 26 октября 1928 г. под председательством Красикова Петра Ананьевича (1870-1939) отражено следующее постановление: «Подтвердить мнение Комитета Севера и его мотивировку, изложенные в отношении Комитета в Совнарком РСФСР /от 10/VII за № 953/ и считать образование особого Комитета Содействия Северо-Восточному Морскому Пути излишним» [ГАМО, ф. Р-169, on. 1, д. 1а, л. 117]. Северо-Восточным морским путём тогда ещё по старинке иногда называли Северный морской путь. 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz