Циркунов, И. Порья губа: опыт историко-социологических исследований // Наука и бизнес на Мурмане. - 1998. – N 6. - С. 61-86.
ПОМОРСКИЕ СЁЛА 84 природных ресурсов в наши годы так и не сумел прийти к созданию отношений «разумного использования природы» или сотрудничества с ней, которые способствовали бы взаимному обогащению, дополнению и обоюдному неза висимому самовоспроизводству. Объяснить это можно с различных точек зрения, но мы воспользуемся лишь одним понятием или состоянием, которое назовем «чувствохозяина» и противопоставим его явлению «хозяин». Между понятиями «хозяин» и «чувство хо зяина» огромная пропасть. Феномен хозяина мы будем определять как единовременное действие в отношении объекта собственности, которое выражается тремя глаголами: «иметь», «владеть», «пользоваться». Как только собст венность «имеют» и «пользуются» ею, но не «вла деют» в смысле безусловного распоряжения собственностью, так сразу же возникает ил люзорное состояние, определяемое термином «чувство хозяина». Фактическое наличие собст венности, реальное использование ее и даже получение с ее помощью прибавочного про дукта не делают пользователя истинным хозяином, так как подразумевается еще и владелец, безусловно распоряжающийся как собственностью, так и, возможно, продуктами труда, где как средство производства исполь зуется известная собственность. Следова тельно, соотносясь по времени мы обнаружи ваем эксплуатацию в различных ее вариациях и эксплуататоров как истинных хозяев. Соответ ствующим образом выстраивались и отношения между хозяевами-владельцами и теми, кто в лучшем случае иногда «чувствовал» себя хо зяином. Вся история Порьей Губы показывает, как складывалось, видоизменялось и функциони ровало «чувство хозяина» у поморов. Начиная с XVI столетия в Порьей Губе поморы только чувствовали себя хозяевами, тогда как факти ческим владельцем был то феодал-монастырь, то монополист-компаньон, то местный или архангельский богатей, купец, лесопромышлен ник или судовладелец. Лишь в двадцатых годах XX века поморы начали было «иметь», «владеть» и «пользоваться» не только средствами произ водства, но и продуктами своего труда, но план кооперации был незаметно подменен сплош ной коллективизацией. Молодое партийно советское чиновничество переняло «от царской России самое плохое: бюрократизм и обломов щину...» [16, с. 398] и распустилось пышным букетом «коммунистического чванства» [16, с. 173]. Тогда эта Административная Система стала основным владельцем-распорядителем всех форм и видов собственности в стране. Возродить разрушенное бывает очень сложно, а порой и невозможно. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В работе мы стремились связать имеющиеся данные по истории развития села Порья Губа с идеями академика В. И. Вернадского о ноосфере. Исторический процесс развития села, события и факты, имеющие прямое отношение к этому поселению, не привели к тому, что в районе Порьей губы началось равитие «локальной ноосферы». Вводя понятие «ло кальной ноосферы», следует уточнить смысл ключевого понятия «ноосфера». «Ноосфера (от греческого NOOS — разум) — сфера разума, где на смену стихийному, естест венноисторическому процессу развития чело вечества приходит эпоха сознательного воз действия человека на природу» [11, с. 5]. Из данного определения видно, что для возникновения ноосферы необходимо две силы—природа и человечество. Вдальнейшем, используя принятую терминологию, укажем на эквивалент понятия природы — биосферу. Подробнее остановимся на понятии «челове чество». Основную роль в понятии «челове чество» играет Homo sapiens faber, или человек как разумный мастер, а не просто человек разумный (Homo sapiens) — термин, которым мы обычно пользуемся. Здесь следует отметить наиболее слабое место в теории Вернадского, так как социологические выводы были сделаны академиком, исходя из естественнонаучного познания мира, где Homo sapiens faber рас сматривается как преобразующее, непрехо дящее «геологическое явление» [4, с. 13]. Вэтом смысле в социологических обобщениях Вер надского не нашлось места вопросам взаимо действия внутри общества, проблеме классовой борьбы, как движущей силы развития чело вечества столь актуальной в годы Советской власти. Но этот же аспект теории Вернадского о преобразующей силе человечества имеет значительный позитивный вывод о неизбеж ности перехода биосферы в ноосферу [4, с. 33]. Другими важными составляющими понятия «человечество» по Вернадскому являются труд и наука. Труд как процесс изменения, «очеловечива ния» природы практически повторяет мысль Ф. Энгельса о том, что «человек воздействует обратно на природу, изменяется, создает себе новые условия существования» [18, с. 546]. Наука, или научная мысль трактовалась Вер надским широко. Лаконично понятие «научная мысль» академик формулировал как «...про дукт эволюции организованности биосферы» [4, с. 9]. Развернутое определение представляется следующим образом. «Наука есть создание жизни. Из окружающей жизни научная мысль берет приводимый ею в форму научной истины материал. Она — гуща жизни — его творит прежде всего. Это есть стихийное отражение жизни человека в окружающей человека сре де — в ноосфере. Наука есть проявление действия в человеческом обществе совокуп ности человеческой мысли» [4, с. 38]. Поэтому сам Вернадский в понятие наука или ее началь ные фазы развития наряду со знанием нуля и десятичного счета включал и знание море ходства. На первый взгляд трудно увязать столь глобальную идею о ноосфере с забытым всеми
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz