Циркунов, И. Порья губа: опыт историко-социологических исследований // Наука и бизнес на Мурмане. - 1998. – N 6. - С. 61-86.
ПОМОРСКИЕ СЁЛА 78 Сплошная коллективизация шла полным ходом. Решения, принятые наXVI съезде ВКП(б), воплощались в жизнь. «На основе развер тывания сплошной коллективизации ряда районов СССР партия перешла от прежней политики ограничения и вытеснения капита листических элементов в деревне к новой политике — политике ликвидации кулачества как класс...» [12, с. 161]. В одном из первых советских социологи ческих исследований, посвященном проблемам глубинки, в брошюре Александра Тодорского «Год с винтовкой и плугом», вышедшей в свет в 1918 году, анализируется интереснейший факт о мирном строительстве новой жизни. Выводы, сделанные в этой работе, кстати сказать, выпущенной небольшим тиражом Весьегон- ским уездным издательством, что в Тверской губернии, привлекли внимание В. И. Ленина/75, с. 7]. О главной мысли А. Тодорского Ленин сказал, что «это превосходное и глубоко пра вильное рассуждение следовало бы вырезать на досках и выставить в каждом совнархозе, продоргане, в любом заводе, в земотделе и так далее» [15, с. 408]. Вот выдержка из этой брошюры: «Налетевшая ураганом на стан толстосумов- богатеев Пролетарская Революция так тряхнула последних, что некоторых повергла, так сказать, в “паралич”, ау иных опустила совершенно руки. Равнодушно оставить их встороне, пройти мимо их было нецелесообразно. Надо было заставить подняться купеческим рукам и взяться за работу, но уже не ради личных выгод, а ради пользы Рабоче-Крестьянской России... Оборудование двух советских заводов “несоветскими” руками служит хорошим при мером в том, как надо бороться с классом нам враждебным. Это — еще полдела, если мы ударим эксп луататоров по рукам, обезвредим их или “до канаем”. Дело успешно будет выполнено тогда, когда мы заставим их работать и делом, вы полненным их руками, поможем улучшить но вую жизнь и укрепить Советскую власть» [15, с. 61, 62]. В первый год Советской власти некоторым революционерам было ясно, как надо строить новую жизнь, как надо укреплять Советскую власть. В. И. Ленин, после прочтения книжечки Тодорского, тогда же в 1918 году писал: «Мы не можем построить коммунизма иначе, как из материалов, созданных капитализмом, иначе, как из того культурного аппарата, который взращен буржуазной обстановкой и поэтому неизбежно бывает пропитан — раз речь заходит о чело веческом материале, как части культурного аппарата — буржуазной психологией. В этом трудность построения коммунистического об щества, но в этом же гарантия возможности и успешности его построения» [15, с. 409]. Владимир Ильич еще раз возвращался к анализу Тодорского, выступая на XI съезде РКП(б). И тогда в 1922 году, как и в 1918, он настойчиво проводил мысль: «Политическое недоверие к представителям буржуазного аппарата законно и необходимо. Отказ ис пользовать их для дела управления и строи тельства есть величайшая глупость, несущая величайший вред коммунизму» [15, с. 410]. Сплошная коллективизация, ликвидация кулачества как класс и всевозможные перегибы по этому поводу и без повода — все это было слишком далеко от идеи привлечения бывших эксплуататоров к совместному труду на благо всего общества, всей страны. Сплошная коллективизация привела к грандиозному со циальному катаклизму—уничтожению среднего класса в деревне, класса способного само стоятельно трудиться и созидать. С какой го речью звучат теперь слова, сказанные А. То- дорским: «Рабоче-крестьянская власть сама — из деревни. Деревня — ея колыбель, ея мать» [25, с. 56]. ПОРЬЕГУБСКАЯ ЦЕРКОВЬ Церковь большевиками рассматривалась как рассадник религиозного дурмана, средоточие противников власти, подпольный центр контр революции. Но как бы ни противилось атеисти ческое сознание большевиков, все же следует признать, что церковь в отдаленных уголках страны была в большей степени очагом рус ской культуры и несла в себе положительный эмоционально-нравственный заряд. Борьба, развернувшаяся в те годы с религиозным мировоззрением, нередко приобретала урод ливые формы, когда разрушая церкви и соборы, уничтожались памятники русского зодчества, произведения иконописи. Репрессиям и преследованиям подвергались даже лояльно настроенные к новой власти священно-слу- жители. Церковь в Порьей Губе называлась Николь ской, как и многие храмы в Поморье. Никола — один из самых почитаемых поморами святых — покровитель путешественников и морепла вателей. Порьегубская церковь — это не большое деревянное строение с шестью заре шеченными оконцами и колокольней, напрямую связанной с церковью. Церковь была обнесена железной оградой на каменном фундаменте. Имущество, как это и подобает православной церкви, было довольно богато: серебряный крест, весом 0,534 кг, двухъярусный иконостас, евангелие с медными наугольниками, чаши, лампады, подсвечники, хоругви, 39 икон, написанных масляными красками на досках, монеты серебряные и медные. Общий вес всех церк&вных предметов из серебра составлял 5 кг 584 г [38, л. 7]. После октябрьских событий 1917 года цер ковь в селе работала до 1930 года, причем до 1921 года был свой священник [44, л. 74]. В 1935 году деятельность Никольской церкви возобновляется. 7 января заключен договор о содержании и использовании церкви за счет средств верующих. Да, видно поторопилась местная власть, заключив договор с церковной двадцаткой (группа верующих односельчан,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz