Циркунов, И. Б. Летописный Север // Наука и бизнес на Мурмане. - 1998. – N 3 (июнь). - С. 5-7.
7 И. Б. Циркунов ЛЕТОПИСНЫЙ СЕВЕР пребывания новгородцев на Северном Урале. Пройти из Новгорода на Урал можно было не только по рекам Сухоне и Печере, но и через Заволочье. Поэтому резонно утверждать, что трудный и опасный путь в Заволочье был хоро шо известен выходцам из Великого Новгорода. На легких и прочных судах-ушкуях, приспо собленных для плавания не только в чистой воде, но и во льдах, новгородские промышлен ники устремлялись на Север. «Промышленни ками ...именовались все, кто занимался рыбными или зверобойными промыслами...» [10, с. 25]. Цель этих походов — добыча осо бенно ценной в Западной Европе пушнины и кроме того меха белого медведя. В старину белого медведя называли «ошкуй». Вероятно, от этого имени и происходят как название судов — ушкуй, так и слово «ушкуйники», т. е. промышленники, ходившие на ушкуях. Преодолев семь рек и речушек, три озера и два волока, ушкуйники добирались до земель «чуди заволочской». Отсюда открывалась пря мая дорога на Печеру, Югру, к «каменному поясу» (Уралу). Удачливые ушкуйники возвра щались на берега Двины не с обычной пушни ной, а с редкостным мехом белого медведя. Мех этот славился прочностью, способностью долго хранить тепло и водонепроницаемостью. Благодаря ценному меху зверей, которые в большом количестве водились на Севере, стали возможны довольно обширные торги на Северной Двине. Двинские летние ярмарки — еще одно подтверждение тому, что новгород ская торговля была не только меновой, но и носила транзитный характер. Северные богат ства, как уже отмечалось, привлекали внима ние не только Великого Новгорода, но и его агрессивных соседей. Викинги неоднократно посещали устье Северной Двины и земли эти окрестили Биармией. Анализируя письменные источники, в основном славянского и западно европейского происхождения, наталкиваешься на странные совпадения в некоторых названи ях. К числу таких совпадений можно отнести название «Пермь» («Колопермь»), которое часть исследователей соотносит с названием «Биармия». На наш взгляд, с такой интерпрета цией можно согласиться, при этом будем учи тывать явление перемещения того или иного названия с расширением границ территории и последующим закреплением этого названия в новых землях. Скорее всего, так произошло и с названием «Биармия», которое распростра нилось на восток и со временем трансформиро валось в название «Пермь». Но эти изменения произошли позднее описываемых событий. Иначе следовало бы считать, что Отер входил в устье реки Печеры, в чем следует усомниться. На основе летописных данных можно за ключить, что в XI веке дорога на Печеру и Югру, проходившая через Заволочье, была хорошо известна новгородцам, хоть и таила немало опасностей. А если верить рассказу Отера, то очень осторожно можно предположить, что от дельные смельчаки с берегов Волхова и Ладоги бывали на Северной Двине и в IX веке. Возмож но, увидев бойкую торговлю и хорошо воору женных ушкуйников, Отер решил не испыты вать судьбу и повернул обратно. К сожалению, мы не располагаем прямыми утверждениями русских летописей о контактах с викингами «за волоком». Исландские саги лишь многозначительно говорят о вооружен ных и кровопролитных столкновениях в устье Вины. Но все же остается надежда, что будет пролит свет на этот вопрос, ибо славянская письменность уже существовала в те далекие времена. Около семисот берестяных грамот найдено Новгородской археологической экспедицией за период с 1951 года [ 12, с. 145]. Сколько еще будет найдено, и о чем они поведают? Видимо, еще немало сюрпризов преподнесут археоло ги, заложив раскопы по берегам Северной Двины. Современные попытки связать процесс за селения Крайнего Севера и арктического побе режья с древнегреческой и древнеиндийской традициями и мифологиями следует рассмат ривать как гипотетические. Смелые предположе ния признать Кольский полуостров территорией, называемой древними греками Гипербореей, а ведийской литературой — прародиной ариев, пока основываются на лингвистическом анали зе и сопоставлении легенд и мифов. В свое время неглубокий, околонаучный подход по зволил Шлиману раскопать древнюю Трою или, во всяком случае, уникальное древнейшее по селение, которое было названо им Троей. Для подтверждения гипотезы или, точнее, превра щения ее в теорию, необходим не только скру пулезный анализ письменных источников, но и подтверждение на основе археологических на ходок следов материальной культуры сущест вования на Кольском полуострове северной Шамбалы — прародины цивилизации. ЛИТЕРАТУРА 1. Визе В. Ю. Моря Советской Арктики. — М.; Л., 1948. — С. 417. 2. Грамоты Великого Новгорода и Пскова. — М.; Л., 1949. — С. 407. 3. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов — М.; Л., 1950. — С. 651, ил. 4. Очерки по истории колонизации Севера. — Петербург, 1922. — С. 76. — Вып. 1. 5. Платонов С. Ф. Прошлое Русского Севера. — Берлин, 1924.— С. 111. 6. Повесть временных лет / / Лаврентьевская ле топись 1377 г. — М.; Л., 1950. — С. 405. — Ч. I. 7. Повесть временных лет. — М.; Л., 1950. — С. 554. — Ч. II. 8. Полное собрание русских летописей. — М., 1962. - С. 580. - Т. 1. 9. Рыдзевская Е. А. Древняя Русь и Скандинавия в IX— XIV вв. — М., 1978. — С. 240. 10. Ушаков И. Ф. Кольская земля. — Мурманск, 1972. - С. 671. 11. Ушаков И. Ф. Кольская старина. — Мурманск, 1986.— С. 192, ил. 12. Янин В. Л. Археологические раскопки в Нов городе / / Сквозь века. К истокам культуры народов СССР: Сборник. — М., 1986. — С. 240. — Вып. 1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz