Циркунов, И. Б. Городское пространство Мурманска и социологический локус метаморфозы // Наука и бизнес на Мурмане. - 2016. - № 2 (81). - С. 65-87.
86 100-летний МОЛОДОЙ точно. Нужна та самая колыбель, где ещё спит и растёт не кто иной, а богатырь, герой, освободи тель. Никто ещё не знает, кто там спит, но хочется верить и верят, что там дремлет герой-богатырь. Потому что как предпосылал святой апостол Павел евреям: «Вера же есть осуществление ожи даемого и уверенность в невидимом» (Евр., 326 зач., XI, 1). А колыбель эта стоит в городе, потому что сказка рождается в деревне, а миф —в городе. Город не только место рождения мифа, но и поле, где он развивается, растёт, трансформируется, от- почковывает новые мифы. Социальная урбани стика может и должна изучать городской миф и фэнсион, а тафология - это объективная под держка городского мифа, это одна из форм прак тического развития фэнсиона. Фэнсион и тафо- логические факты, наряду с артефактами, яв ляются благодатной почвой, где может возникать и произрастать социологический локус метамор фозы. Таким образом, анализируя такое сложное явление, как социологический локус метамор фозы, с одной стороны, а с другой, понимая, каким образом, используя художественное слово, автор-разрабочик термина «фэнсион» объясняет его смысл, можно констатировать, что, используя научный и литературный подходы, два автора при ходят к одному знаменателю. Здесь мы имеем дело с двойственностью, с двуми разными и относи тельно независимыми подходами, но приходим к одному явлению, которое наделяем двумя име нами - фэнсион и социологический локус мета морфозы. Творцами этого явления должны быть герои, и они были и есть в Мурманске. Это —Г. А. Клюге, А. Е. Ферсман, Н. А. Маслов и И. Ф. Ушаков, это —А. Ф. Бредов, И. А. Колышкин, Б. Ф. Сафо нов и Ю. А. Гагарин, это — Н. М. Книпович, О. Ю. Шмидт, М. П. Белоусов, П. А. Понаморёв и Б. М. Соколов, это —К. И. Баёв, А. В. Подста- ницкий, Б. С. Романов, В. С. Маслов и JI. С. Се- ливёрстов и много ещё других имён соработников, создававших честь и славу Мурманска. У каждого города своя неповторимая история, честь и слава. Все города, за редким единичным исключением, суть провинция, а те единицы — столицы земель, краёв и стран. Мурманску хватает стойкости не пуститься во все тяжкие, в погоню за титулом столицы чего-нибудь, как это делают не которые провинциальные города России. Быть добрым провинциальным городом дорогого стоит. Надо суметь им стать, а став доброй провинцией, суметь удержать этот высокий статус. В преддверии столетия Мурманска сложилась справедливая ситуация в высшем управлении на шего края. Впервые за всю столетнюю историю Мурманска и первый руководитель города, и председатель городского совета, и губернатор области являются мурманчанами по рождению. Для нас, коренных мурманчан и мурманчан во обще, приход во власть Марины Васильевны Ков- тун и Алексея Борисовича Веллера, не исключая его предшественника Степана Александровича Тананыкина, означает, прежде всего, что наши ру ководители —коренные мурманчане — в своей работе не будут безразличными к тому, что созда дут на нашей земле. В этой связи, возможно, их помощники воспользуются, критически воспри няв, некоторыми выводами, возникшими из ма териалов нашей статьи. Прежде всего, следует отдать должное в исто рии Мурманска двум мировым войнам. С точки зрения человека, война безусловное зло, боль и смерть, которых не должно быть в жизни человека. Но с точки зрения истории города вообще и Мур манска в частности война имеет две стороны — негативную и позитивную, разрушительную и со зидательную. Как бы это жестоко ни звучало, но в годы Первой мировой войны на свет появился в 1916 году новый российский город Мурманск, точнее, Романов-на-Мурмане. Как это ни стран но, но Великая Отечественная война (1941—1945) сожгла весь наш город, тем самым расчистив гран диозную площадку не для восстановления, т. к. после фашистских авианалётов почти нечего было восстанавливать, а для строительства нового го рода. Фактически все послевоенные годы совет ской власти в Мурманске шёл мощный экстен сивный рост строительства, рыбопромышленного комплекса и морского транспорта. Был ли Мур манск городом рыбацким или был городом строи телей, об этом можно спорить. Правыми будут обе стороны. А с 1959 года в Мурманске появилась единственная в мире редчайшая профессия - моряк атомного ледокольного флота. Экстенсив ный рост промышленного производства, строи тельства и транспорта ставил перед руководством области и города в те годы вполне понятные и ося заемые задачи, которые решались тем или иным образом.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz