Циркунов, И. Б. Городское пространство Мурманска и социологический локус метаморфозы // Наука и бизнес на Мурмане. - 2016. - № 2 (81). - С. 65-87.

86 100-летний МОЛОДОЙ точно. Нужна та самая колыбель, где ещё спит и растёт не кто иной, а богатырь, герой, освободи­ тель. Никто ещё не знает, кто там спит, но хочется верить и верят, что там дремлет герой-богатырь. Потому что как предпосылал святой апостол Павел евреям: «Вера же есть осуществление ожи­ даемого и уверенность в невидимом» (Евр., 326 зач., XI, 1). А колыбель эта стоит в городе, потому что сказка рождается в деревне, а миф —в городе. Город не только место рождения мифа, но и поле, где он развивается, растёт, трансформируется, от- почковывает новые мифы. Социальная урбани­ стика может и должна изучать городской миф и фэнсион, а тафология - это объективная под­ держка городского мифа, это одна из форм прак­ тического развития фэнсиона. Фэнсион и тафо- логические факты, наряду с артефактами, яв­ ляются благодатной почвой, где может возникать и произрастать социологический локус метамор­ фозы. Таким образом, анализируя такое сложное явление, как социологический локус метамор­ фозы, с одной стороны, а с другой, понимая, каким образом, используя художественное слово, автор-разрабочик термина «фэнсион» объясняет его смысл, можно констатировать, что, используя научный и литературный подходы, два автора при­ ходят к одному знаменателю. Здесь мы имеем дело с двойственностью, с двуми разными и относи­ тельно независимыми подходами, но приходим к одному явлению, которое наделяем двумя име­ нами - фэнсион и социологический локус мета­ морфозы. Творцами этого явления должны быть герои, и они были и есть в Мурманске. Это —Г. А. Клюге, А. Е. Ферсман, Н. А. Маслов и И. Ф. Ушаков, это —А. Ф. Бредов, И. А. Колышкин, Б. Ф. Сафо­ нов и Ю. А. Гагарин, это — Н. М. Книпович, О. Ю. Шмидт, М. П. Белоусов, П. А. Понаморёв и Б. М. Соколов, это —К. И. Баёв, А. В. Подста- ницкий, Б. С. Романов, В. С. Маслов и JI. С. Се- ливёрстов и много ещё других имён соработников, создававших честь и славу Мурманска. У каждого города своя неповторимая история, честь и слава. Все города, за редким единичным исключением, суть провинция, а те единицы — столицы земель, краёв и стран. Мурманску хватает стойкости не пуститься во все тяжкие, в погоню за титулом столицы чего-нибудь, как это делают не­ которые провинциальные города России. Быть добрым провинциальным городом дорогого стоит. Надо суметь им стать, а став доброй провинцией, суметь удержать этот высокий статус. В преддверии столетия Мурманска сложилась справедливая ситуация в высшем управлении на­ шего края. Впервые за всю столетнюю историю Мурманска и первый руководитель города, и председатель городского совета, и губернатор области являются мурманчанами по рождению. Для нас, коренных мурманчан и мурманчан во­ обще, приход во власть Марины Васильевны Ков- тун и Алексея Борисовича Веллера, не исключая его предшественника Степана Александровича Тананыкина, означает, прежде всего, что наши ру­ ководители —коренные мурманчане — в своей работе не будут безразличными к тому, что созда­ дут на нашей земле. В этой связи, возможно, их помощники воспользуются, критически воспри­ няв, некоторыми выводами, возникшими из ма­ териалов нашей статьи. Прежде всего, следует отдать должное в исто­ рии Мурманска двум мировым войнам. С точки зрения человека, война безусловное зло, боль и смерть, которых не должно быть в жизни человека. Но с точки зрения истории города вообще и Мур­ манска в частности война имеет две стороны — негативную и позитивную, разрушительную и со­ зидательную. Как бы это жестоко ни звучало, но в годы Первой мировой войны на свет появился в 1916 году новый российский город Мурманск, точнее, Романов-на-Мурмане. Как это ни стран­ но, но Великая Отечественная война (1941—1945) сожгла весь наш город, тем самым расчистив гран­ диозную площадку не для восстановления, т. к. после фашистских авианалётов почти нечего было восстанавливать, а для строительства нового го­ рода. Фактически все послевоенные годы совет­ ской власти в Мурманске шёл мощный экстен­ сивный рост строительства, рыбопромышленного комплекса и морского транспорта. Был ли Мур­ манск городом рыбацким или был городом строи­ телей, об этом можно спорить. Правыми будут обе стороны. А с 1959 года в Мурманске появилась единственная в мире редчайшая профессия - моряк атомного ледокольного флота. Экстенсив­ ный рост промышленного производства, строи­ тельства и транспорта ставил перед руководством области и города в те годы вполне понятные и ося­ заемые задачи, которые решались тем или иным образом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz