Циркунов, И. Б. Городское пространство Мурманска и социологический локус метаморфозы // Наука и бизнес на Мурмане. - 2016. - № 2 (81). - С. 65-87.
И. Б. Циркунов. ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО МУРМАНСКА И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЛОКУС МЕТАМОРФОЗЫ 85 «Понятие “фэнсион” (от английского fancy: во ображение, фантазия; мысль; каприз, причуда; склонность, индивидуальное влечение)... В самом деле, не существует русского слова, обозначаю щего наш предмет исследования —некую долю культурной топографии города, часть его про странства, объединённого общими преданиями, генезисом, традицией, отличающей место сие от всех прочих мест на свете, а главное, традицией, эмоциональным воздействием на личность фэн- сионера, под которым надо понимать очарован ного обитателя или странника. В любом случае, фэнсион - образ, игра, продукт воображения, мираж и фантом, отсюда и название, но в том-то и штука, что этот мираж, фантом заставляет нас испытывать подлинную радость и болы» (Мар това, 2010. С. 7). Развивая мысль автора, сделаем акцент для нашей статьи на то, что эта культур ная топография города является не столько частью городского простанства, сколько состав ляющей социологического пространства. «Фэн сион не обязательно включает цельный архитек турно или территориально объект. Он меньше зодчества, уже городского пространства —но и значительней, шире их. И он, подобно Янусу в Летнем саду, имеет два лица. Одно из них обра щено вовне, в мир... Второй лик Януса-фэнсиона обращён внутрь, в самоё себя... Поэты творят фэнсионы в своих произведе ниях —есть точные адреса, к примеру, у фэнсио- нов “Медный всадник”, “Родион Раскольников”, “Незнакомка”» (Мартова, 2010. С. 10). Надо заме тить, что мурманские поэты потрудились, созда вая фэнсионы Мурманска, в том числе и Ольга Мартова, и Виктор Тимофеев, и Николай Колы чев, и Александр Абрамов, и Андрей Анипко в недавнем сборнике стихотворений «Флейта». Далее автор «Петербургского квадрата...» про должает пояснения: «Феномен фэнсиона предпо лагает визуальное общение с тем или иным угол ком города, любование внешними его чертами ... но так же и интеллектуальное, интуитивное и в определённом понимании мистическое проник новение в его историческую культуру (культурную историю)...» (Мартова, 2010. С. 8). В этом фраг менте определения автор термина указывает на одну из важнейших особенностей фэнсиона —ми стическое проникновение. Это нематериалисти ческое явление, тем не менее, явление, и поэтому подлежит анализу. Мистическое восприятие и миф идут рука об руку, они создают не только сказку и иллюзию, но и равновесие, спокойствие и умиротворение в том искусственном мире —го роде и философии, которые придумал человек, чтобы уцелеть в родной и смертоносной природе и, испытывая искушения, спасать свою душу от прелести и тления. Кстати, именно здесь и сейчас полезно заметить, что город и философия хорошо коррелируют с такими искусственными сооруже ниями, как водопровод и канализация, причём парные корреляции усматриваются между фило софией и водопроводом, городом и канализацией и никак иначе. Чтобы понять предложенное рас суждение, следует обратиться к труду Витрувия «Десять книг об архитектуре», а мы довольству емся наблюдением историка теории архитектуры Г. С. Лебедевой: «Философия, неожиданно для со временного читателя, применяется не только для решения проблем этики, но и для устройства, в рамках “физиологии”, водопровода...» (Лебедева, 2015. С. 84). Что это, если не мистическое рас суждение или один из мифов архитектуры? Как писал Мамардашвили: «... мир мифа есть мир, в котором нет никаких проблем...»(Мамар дашвили, 2000. С. 101). Человек в мире мифа - как младенец в колыбели. Тепло и сухо. Однако к ре альной жизни это не имеет никакого отношения. В колыбели бывает тепло и сыро. Человек, соз данный природой, от природы же получает непре рывный ряд проблем и загадок, которые с любо пытством пытается решить и найти им объясне ния с помощью науки. Речь в данном случае не о науке и способах объяснения или изменения мира, окружающего человека. Речь о той непобе димой силе смерти, которая преследует человека, и он ничего не может противопоставить ей, кроме памяти и веры. Давайте представим или предпо ложим, что смерти больше нет, как в стихотворе нии Семёна Исааковича Кирсанова (1906—1972): ... оттого что я пять минут как умер... Смерти больше нет! Тогда память, как явление коллективное, а иначе, зачем она нужна, если не с кем поделиться, не с кем вспомнить и помянуть, обладает уни кальным свойством —стирать негативное, сохра нять позитивное и даже увеличивать это позитив ное в объёме. При этом одной памяти недоста
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz