Циркунов, И. Б. Процесс урбанизации на побережье Кольского залива: постановка проблемы // Наука и бизнес на Мурмане. - 2001. - N 2. - С. 61-64.
63 И. Б. Циркунов. ПРОЦЕСС УРБАНИЗАЦИИ НА ПОБЕРЕЖЬЕ КОЛЬСКОГО ЗАЛИВА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Снежногорск. На месте города Скалистого в 50-е годы был поселок Ягельная Губа, где базирова лась эскадра подводных лодок. В 1957 году посе лок получил статус города. В 1967 году его переименовывают в Гаджиево в честь Героя Со ветского Союза, североморца-подводника Маго меда Гаджиева, погибшего в 1942 году, который первым из дагестанцев получил это высокое зва ние. В 1981 году закрытым решением Прези диума Верховного Совета РСФСР городу было дано секретное название Скалистый. Два меся ца спустя Мурманский облисполком для обозна чения этого населенного пункта дал незамысло ватое название Мурманск-130. Примерно в это же время к Гаджиеву — Скалистому — Мурман ску- 130 присоединили Сайду-Губу, Оленью Губу и Кувшинскую Салму. Впоследствии три поселка и город Скалистый были объявлены одноименным закрытым административно-территориальным образованием. С 1993 года на картах вновь по явилось название — Скалистый. Но жители и руководство города вели борьбу за право вновь называться «гаджиевцами». Борьба увенчалась успехом, и в мае 1999 года городу торжественно было возвращено имя Гаджиева. Город Снежногорск основан в середине 60-х годов. До 1994 года назывался Вьюжный, был известен как Мурманск-60 [1]. Снежногорск — стопроцентный военный городок. Другие населенные пункты, расположенные по берегам Кольского залива, не имеют выраженных следов урбанизированного развития. К числу таких пунктов можно отнести село Минькино, которое возникло в 20-х годах на западном бере гу залива; Мишуково — населенный пункт на том же берегу залива; Кувшинскую Салму— населен ный пункт напротив о. Торос; Кулонгу— населен ный пункт на западном берегу залива, ликвиди рованный в 1977 году /"77- Всего на берегах Кольского залива можно выделить не менее 14 населенных пунктов раз личного значения и масштаба, имеющих в прош лом или настоящем четкую административную границу. Процесс заселения побережья Кольского за лива с точки зрения демографического анализа обусловлен историческим аспектом расселения по берегам залива и территориально — геогра фическими особенностями местности. Террито риально-географическое размещение городов и населенных пунктов, расположенных на берегах Кольского залива, дает возможность классифи цировать их по трем степеням доступности или возможности проникновения в эти города и по селки рабочего типа. К первой степени доступ ности можно отнести города Мурманск и Колу. Доступность в эти города обычная — железнодо рожным путем (станция Мурманск — конечная), воздушным (через аэропорт Мурмаши) и мор ским транспортом (незамерзающий порт Мур манск). Между Колой и Мурманском действует налаженное автотранспортное сообщение. К городским поселениям второй степени дос тупности следует отнести Североморск и посел ки городского типа — Росляково и Сафоново. Для этих населенных пунктов транспортными воротами являются город Мурманск или аэро порт Мурмаши. Между Мурманском и этими населенными пунктами действует рейсовое ав тобусное сообщение — от Мурманска до Севе роморска примерно 27 км. В Североморск мож но добраться и водным путем — на рейсовом катере. Но сложность проникновения в эти посе ления, несмотря на достаточно развитое транс портное сообщение, объясняется строгой про пускной системой, осуществляемой сухопутными силами Северного флота. Города Полярный, Скалистый и Снежногорск можно считать поселениями третьей степени доступности. В эти города тоже можно добрать ся на рейсовом автобусе, но интервалы движения автотранспорта значительно более длительные, чем на других междугородних маршрутах. Как ни странно, но более привлекательным видом транс порта является водный, и это объясняется тем, что эти города расположены на противополож ном Мурманску берегу залива. Кроме этого, слож ность доступа обусловлена усиленным режимом охраны этих городских поселений, которые явля ются закрытыми военно-морскими базами. Различия по степени доступности прямо ска зываются на демографическом развитии этих городских зон. Так, самая доступная зона является самой населенной, в ней проживает — 406,5 тысяч человек. Во второй зоне насчитыва ется около 75 тысяч человек, без учета сельского населения. И третья зона, самая труднодоступ ная, является самой малонаселенной — всего лишь 53,7 тысяч человек только городского насе ления. С позиций региональной социологии и эконо мики этот процесс не рассматривался самосто ятельно. Описывая цели и задачи социологии Арктики, ее основными направлениями были оп ределены: во-первых, исследование проблем развития цивилизации в арктическом регионе; во-вторых, исследование условий и специфики проживания человека в населенном пункте, рас положенном в субарктической и арктической зонах [11]. С точки зрения региональной социо логии, процесс урбанизации побережья Коль-ско- го залива является уникальным. Уникальность процесса урбанизации побе режья Кольского залива определяется многими факторами. Во-первых, урбанизация как процесс повыше ния роли городов в развитии нашего края прохо дит в тяжелых природно-климатических услови ях, характерных для субарктической зоны. Во-вторых, процесс урбанизации характери зуется множественностью своего проявления. Это означает, что в этот процесс вовлечены несколь ко городских формирований. Уникальность этой множественности проявляется в том, что эти го родские формирования не являются городами- спутниками по отношению друг к другу. В-третьих, в основе урбанизации побережья Кольского залива лежит основной формирующий демографический поток, который можно харак теризовать не как приток в город сельского насе ления со свойственными маятниковыми движе ниями населения из прилегающих населенных пунктов, а практически чистую миграцию и/или недобровольное переселение из областей, распо ложенных южнее Мурманской области в силу исполнения действующих законов РФ. В-четвертых, некоторые населенные пункты, расположенные по берегам Кольского залива и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz