Циркунов, И. Б. Поморские кресты // Наука и бизнес на Мурмане. - 1997. – N 2 (май). - С. 27-41.

В 1988—1989 годах Арктик-клубом Мурманского высшего инженерного морского училища (ныне МГТУ) были организованыдве морские краеведческие экспедиции вдоль Карельского побережья Белого моря и врайоне Порьей губы с целью изучения истории мореплавания, рыболовства, хозяйства, быта и культуры поморов. Особое внимание было уделено поиску и изучению поморских крестов, расположенных на островах и побережье Беломорья. Экспедиция 1989 года проводилась в два этапа. Первый этап проходил по маршруту: порт Кандалакша — поморское село Нюхча, с заходами в порты городов Кемь и Беломорск. На этом этапе была произведена фиксация основной части крестовых объектов. На втором этапе судно дошло до губы Чупа, где было оставлено на зимовку. Собранный в ходе экспедиции историко-культурный материал лег в основу статьи научного руководителя экспедиции И. Б. Циркунова. ПОМОРСКИЕ КРЕСТЫ И. Б. Циркунов Уникальным памятником русской культуры на Севере являются поморские кресты. В со­ ветское время отечественные исследователи рассматривали поморские кресты преиму­ щественно с двух точек зрения. Во-первых, как малые архитектурные формы [13, с. 208 —222], во-вторых, как произведения декоративного народного творчества. В общем контексте анализа поморские кресты классифицирова­ лись как религиозно-культовые объекты. Анализ поморских крестов в нашей статье построен по принципу междисциплинарного исследования с применением методов семан­ тики, герменевтики, культурологии и общей теории систем. Рассматривая собственно на­ звание «поморский крест» следует уточнить, что оно несет две смысловые нагрузки: гео­ графическая локализация — «поморский» и общеизвестное название — «крест». Геогра­ фическая локализация отражает топони­ мическое происхождение этого естественного знака. Во второй части названия за внешней простотой и общей известностью скрывается весьма туманное происхождение. По ма­ териалам словаря М. Фасмера первоначально слово «Krbstb» означало «Христос» [21, с. 374]. Исторически естественный знак — крест —пре­ терпел многочисленные метаморфозы. Само слово «крест» в известной степени отражает кульминационное событие христианской ис­ тории, а его буквы достаточно точно фик­ сируют имя главного героя. Таким образом,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz