Циркунов, И. Б. Поморские кресты // Наука и бизнес на Мурмане. - 1997. – N 2 (май). - С. 27-41.
31 ИСТОРИЯ И ПРАВО двойные окружности; знак святости (■/’ )-, солнце (реже — солнце и луна); копий и трость; гора Голгофа; глава Адама. Светское толкование этих символов по понятным причинам затруднено: чем весомей символ, тем многообразней его значение и неуловимей его вербальный смысл. Такие символы, как, например,, двойные окружности и знак святости, совершенно утратили понятные нам значения. Символы «солнце» или «солнце и луна» связаны с «...переломом в природе» [16, с. 327] в день распятия Христа. Но глубинный смысл символа «солнце» выходит далеко за рамки природного явления. «Копий и трость» —орудия истязания Христа. Их месторасположение (в области торса Рис. 1. Изображения на гранитной стеле распятого Христа) согласно иконографической традиции возведено в ранг изобразительного канона и символизирует телесную боль и страдание, кроме того, копий и трость являются символом всепрощения, ведь опираются они на вершину Голгофы. Но, вероятно, этим символика копия и трости не ограничивается. Глава Адама — изображение черепа, скло ненного на бок, — символ ада, символ смерти, который расположен внизу, под ногами Христа, там, где грязь и безобразие, хаос и мрак. Символ этот расположен у подножия Голгофы или в недрах ее, у того места, где произошла казнь Иисуса Христа. Гора Голгофа — очень сложный знак. Это связующий символ, помеченный адом и орудиями истязания. И сама по себе Голгофа — это трагическое место, место казни. Если символьные изображения солнца, копия и трости, главы Адама строги и каноничны, то Голгофа изображается по-разному. Есть изображения Голгофы в виде бесформенной массы [13, с. 222, ил. 287], в виде угла или треугольника [там же, с. 222, ил. 286], в виде холма [там же, с. 213, ил. 273; с. 217, ил. 276; с. 222, ил. 285]. Но есть строгое и более сложное изображение Голгофы, выбитое на гранитной стеле, установленной на берегу Белого моря (рис. 1). Такое изображение в рус ской иконописи имеет глубокие корни, о чем свидетельствует мозаика Киевской Софии «Христос-Вседержатель» (XII в.), на которой выложен шестиконечный крест на «прямо угольной» горе Голгофе [5, ил. 9]. Криптография Почти все символьные изображения на крестах сопровождаются вербализированными знаками. Назначение отдельных вербальных знаков различно. Встречаются монограммы и отдельные слова, которые либо фиксируют имя Христа, либо подтверждают (объясняют, заменяют) символьные изображения, либо имеют самостоятельный смысл в контексте крестовой символики. Примером вербального знака, имеющего самостоятельный смысл, является слово «НИКА» (рис. 1, 2, 3). Место нахождение слова «НИКА», как правило, на подножии или ниже, реже — выше подножия. Само местонахождение слова и его антоло гическое значение — «победа» («побеждает», «побеждай») [16, с. 356] символизировало торжество добра над злом, адом, смертью, или, в широком смысле, — спасение. В основном поморские кресты богаты свои ми криптограммами. Следы такой тайнописи видны на кресте острова Кемлудского (см. рис. 4). Две верхние буквы «К» и «Т» представляют собой криптограммы, которые означают: «К» — копий, «Т» —трость. Это — обязательные атри буты креста. Остальные двенадцать окруж-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz