Циркунов, И. Б. Поморские кресты // Наука и бизнес на Мурмане. - 1997. – N 2 (май). - С. 27-41.

НАУКА И БИЗНЕС на МУРМАНЕ 30 креста, как и у пятиконечного, точка пересечения двух первооснов креста остается прежней, что свидетельствует в пользу креста immissa. Следовательно, трехконечный крест — commissa является тупиковой модификацией. Он используется как элемент в более сложных по форме крестах, которые могут рас­ сматриваться и как объект-система, и как система объектов. Пяти- и шестиконечные кресты являются латентными формами или протоформами семи- и восьмиконечных крестов. Латентное свойство отчасти распространяется и на трех-, четырехконечные кресты. Латентность крестов объясняется наличием у них подножия. Подножие присутствует в крестах всех форм, включая отдельные виды декоративных и геральдических. Так как крест чаще всего изображается в двухмерной плоскости про­ странства, то подножия не видно, так как оно слишком мало и не выходит за боковые границы центрального столба. Как только подножие выходит за рамки центрального столба (а вы­ ход этот симметричен), образуется пятая — шестая, шестая — седьмая или седьмая — восьмая оконечности креста в зависимости от наличия и места расположения дощечки. В связи с этим утверждение Ю. Г. Боброва о том, что в «зависимости от положения таблички встречаются пяти-, шести-, семи и восьми­ конечные кресты» не совсем верно [2, с. 149]. Вопрос об изменении угла пересечения подножия и центрального столба имеет свое логическое объяснение. В этой связи интересен монцкий наперсный крест. Этот крест сложен по своей композиции, хотя имеет простую четырехконечную форму. Наряду с религиозными атрибутами распятия — изображением самого креста Христа с кресчатым нимбом, предстоящей Богоматери и Иоанна Богослова, солнца и луны, различ­ ными надписями и титлом — своеобразным внутренним фоном и основным элементом всей композиции монцкого креста, вокруг которого и на базе которого как бы закреплены все остальные религиозные атрибуты распятия, является шестиконечный крест с объемной кубической подставкой. Шести­ конечный крест вписан внутрь четырех­ конечной формы, которой является собственно монцкий крест. Интересным моментом является то, что все шесть концов и некоторые основные элементы шестиконечного креста не видны, но они угадываются. Четко видны топ креста, дощечка и средняя поперечная балка, образующие пять концов креста. Большую часть центрального столба скрывает тело Христа в колобии — нижней безрукавной длинной рубахе. А на месте шестой оконечности креста покоится массивная подставка, изображенная объемно в виде куба и выполняющая роль подножия. В русской иконописи изменение формы подножия происходило постепенно, но не от кубического подножия, а от изображения широкой доски на месте куба. Как считал профессор Н. Покровский, такое изображение подножия «...следовало ожидать от художника, мало знакомого с линейною перспективою...» [16, с. 348]. Со временем подножие приоб­ ретает ромбовидную форму, затем сужается и удлиняется. Еще позднее оно становится непрямоугольным параллелограммом, постав­ ленным наискось относительно центрального столба. «Быть может, русский иконописец таким поворотом доски хотел указать, что тело Христа, равно как и голова, склонены были на правую сторону, или же здесь мы имеем дело с простым неумением изобразить надлежащим образом подножие...» [там же]. В любом случае такое изображение подножия было принято русскими иконо­ писцами и стало иконографической традицией. На Русском Севере, у поморов, восьми­ конечный крест с подножием, приподнятый конец которого указывал на север, приобрел еще и значение навигационного знака. КРЕСТОВАЯ ГРАФИКА «Главной задачей» нового искусства было приобщение русских людей к христианской обрядности и догматике и, кроме того, к феодальному этикету, для чего нужны были символико-атрибутивные, «персональные, ис­ торические, символьно-догматические и мно­ гие другие изображения» [5, с. 78]. К такого рода изображениям можно отнести и крес­ товую графику. Описание восьмиконечного поморского креста было бы неполным без рассмотрения крестовой графики. Под выражением «крес­ товая графика» следует понимать все, что изображено на лицевой стороне креста. Применялись два основных метода изображения — плотничья резьба и раскра­ шивание. Чаще всего встречаются кресты, украшенные плотничьей резьбой. В книге М. И. Мильчика «По берегам Пинеги и Мезени» приводятся примеры плотничьей резьбы и раскрашивания в виде рельефного изображения распятия [11, с. 108, 113—117, 122, 125, 147, 149]. Но такие кресты экс­ педиции Арктик-кпуба не встречались. И объя­ сняется это, по-видимому, тем, что строились кресты прибрежно-островного таксона вдали от жилья и у их создателей не было под рукой необходимых для раскрашивания и рельефной резьбы инструментов и материалов. Кресты, обследованные в ходе экспедиции, изобило­ вали символьной графикой, монограммами и криптограммами. Идентифицировать эти надписи не удалось из-за их ветхости. Символьная графика На поморских крестах чаще всего встречаются следующие символьные изображения:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz