Циркунов, И. Б. Поморские кресты // Наука и бизнес на Мурмане. - 1997. – N 2 (май). - С. 27-41.
НАУКА И БИЗНЕС на МУРМАНЕ 30 креста, как и у пятиконечного, точка пересечения двух первооснов креста остается прежней, что свидетельствует в пользу креста immissa. Следовательно, трехконечный крест — commissa является тупиковой модификацией. Он используется как элемент в более сложных по форме крестах, которые могут рас сматриваться и как объект-система, и как система объектов. Пяти- и шестиконечные кресты являются латентными формами или протоформами семи- и восьмиконечных крестов. Латентное свойство отчасти распространяется и на трех-, четырехконечные кресты. Латентность крестов объясняется наличием у них подножия. Подножие присутствует в крестах всех форм, включая отдельные виды декоративных и геральдических. Так как крест чаще всего изображается в двухмерной плоскости про странства, то подножия не видно, так как оно слишком мало и не выходит за боковые границы центрального столба. Как только подножие выходит за рамки центрального столба (а вы ход этот симметричен), образуется пятая — шестая, шестая — седьмая или седьмая — восьмая оконечности креста в зависимости от наличия и места расположения дощечки. В связи с этим утверждение Ю. Г. Боброва о том, что в «зависимости от положения таблички встречаются пяти-, шести-, семи и восьми конечные кресты» не совсем верно [2, с. 149]. Вопрос об изменении угла пересечения подножия и центрального столба имеет свое логическое объяснение. В этой связи интересен монцкий наперсный крест. Этот крест сложен по своей композиции, хотя имеет простую четырехконечную форму. Наряду с религиозными атрибутами распятия — изображением самого креста Христа с кресчатым нимбом, предстоящей Богоматери и Иоанна Богослова, солнца и луны, различ ными надписями и титлом — своеобразным внутренним фоном и основным элементом всей композиции монцкого креста, вокруг которого и на базе которого как бы закреплены все остальные религиозные атрибуты распятия, является шестиконечный крест с объемной кубической подставкой. Шести конечный крест вписан внутрь четырех конечной формы, которой является собственно монцкий крест. Интересным моментом является то, что все шесть концов и некоторые основные элементы шестиконечного креста не видны, но они угадываются. Четко видны топ креста, дощечка и средняя поперечная балка, образующие пять концов креста. Большую часть центрального столба скрывает тело Христа в колобии — нижней безрукавной длинной рубахе. А на месте шестой оконечности креста покоится массивная подставка, изображенная объемно в виде куба и выполняющая роль подножия. В русской иконописи изменение формы подножия происходило постепенно, но не от кубического подножия, а от изображения широкой доски на месте куба. Как считал профессор Н. Покровский, такое изображение подножия «...следовало ожидать от художника, мало знакомого с линейною перспективою...» [16, с. 348]. Со временем подножие приоб ретает ромбовидную форму, затем сужается и удлиняется. Еще позднее оно становится непрямоугольным параллелограммом, постав ленным наискось относительно центрального столба. «Быть может, русский иконописец таким поворотом доски хотел указать, что тело Христа, равно как и голова, склонены были на правую сторону, или же здесь мы имеем дело с простым неумением изобразить надлежащим образом подножие...» [там же]. В любом случае такое изображение подножия было принято русскими иконо писцами и стало иконографической традицией. На Русском Севере, у поморов, восьми конечный крест с подножием, приподнятый конец которого указывал на север, приобрел еще и значение навигационного знака. КРЕСТОВАЯ ГРАФИКА «Главной задачей» нового искусства было приобщение русских людей к христианской обрядности и догматике и, кроме того, к феодальному этикету, для чего нужны были символико-атрибутивные, «персональные, ис торические, символьно-догматические и мно гие другие изображения» [5, с. 78]. К такого рода изображениям можно отнести и крес товую графику. Описание восьмиконечного поморского креста было бы неполным без рассмотрения крестовой графики. Под выражением «крес товая графика» следует понимать все, что изображено на лицевой стороне креста. Применялись два основных метода изображения — плотничья резьба и раскра шивание. Чаще всего встречаются кресты, украшенные плотничьей резьбой. В книге М. И. Мильчика «По берегам Пинеги и Мезени» приводятся примеры плотничьей резьбы и раскрашивания в виде рельефного изображения распятия [11, с. 108, 113—117, 122, 125, 147, 149]. Но такие кресты экс педиции Арктик-кпуба не встречались. И объя сняется это, по-видимому, тем, что строились кресты прибрежно-островного таксона вдали от жилья и у их создателей не было под рукой необходимых для раскрашивания и рельефной резьбы инструментов и материалов. Кресты, обследованные в ходе экспедиции, изобило вали символьной графикой, монограммами и криптограммами. Идентифицировать эти надписи не удалось из-за их ветхости. Символьная графика На поморских крестах чаще всего встречаются следующие символьные изображения:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz