Циркунов, И. Б. Поморские кресты // Наука и бизнес на Мурмане. - 1997. – N 2 (май). - С. 27-41.

29 ИСТОРИЯ И ПРАВО тики. Следует отметить, что изображения ры­ бы, якоря, сосуда и др. используются в раз­ личных религиях, в том числе и в христиан­ стве. К примеру, якорь стал символом Иисуса Христа в силу того, что с ним связывалось представление о прочности, надежности, непоколебимости. Суть аллегории — в идее закрепления души, спасения в море жизненных страстей. Символ в виде корабля является аналогией Ноева ковчега — олицетворения Церкви Христовой. Корабль — это и напоминание о чудесном усмирении бури Иисусом Христом на Генисаретском озере. На наш взгляд, корабельная мачта, по форме напоминающая крест, свидетельствует о пристрастии поморов к крестовой симво­ лике. Названия основных частей креста Восьмиконечная форма крестов образуется путем пересечения вертикали и трех горизонталей. Вертикальная часть креста —это центральный или продольный столб. Гори­ зонтальные части — это поперечные балки или перекладины. Поморский крест не является правильным октагонным крестом, так как третья нижняя горизонталь традиционно располагается к продольному столбу под углом, не равным девяноста градусам. Центральный или продольный столб своего собственного названия в иконографии не получил. Верхняя перекладина креста, меньшая из всех поперечных балок, называется дощечка или дщица. Первоначально на крестах, предназначенных для распятия преступника, над головой распятого вешали дощечку, где значилось его имя и совершенное им противоправное деяние. Со временем дощечка трансформировалась (сузилась и удлинилась) в одну из трех поперечных балок, сохранив прежнее название. Средняя перекладина креста, самая мас­ сивная из поперечных, не имеет своего собственного названия, да в этом и нет необходимости. Пересечение поперечной балки с вертикальным столбом в зависимости от точки соединения, образует трех- или четырехконечный крест. Такой крест считается базовым и, представляя собой единую объект- систему, является основой для создания различных по форме и конфигурации крестов. Нижняя перекладина восьмиконечного крес­ та называется подножием или подножкой. Традиционно подножие пересекает централь­ ный столб креста под прямым или непрямым углом (скошенное подножие, имеющее форму непрямоугольного параллелограмма). Еще одна часть креста, известная исто­ рической иконографии, — седалище (sedile). Она не нашла отражения в иконописи и не воспроизводилась при создании крестов, но древнейшая традиция сохранила название. Седалище — это та часть, которая в объемном трехмерном пространстве образует девятую оконечность восьмиконечного креста и расположена между средней перекладиной и подножием. Седалище служило точкой опоры распинаемого в виде прямоугольной набойки или рогообразного отростка, на который его сажали. Основанием восьмиконечного креста чаще всего является каменная грудка или «горка», сложенная из необработанных гранитных осколков или гладких прибрежных валунов. Иногда встречаются комбинированные основания, выполненные из камня и дерева: из плавника (различной степени обработки), реже из досок сооружался небольшой сруб, который наполняли камнями или валунами. Изредка можно увидеть основание в виде обшитого досками (тесом) куба, или, еще реже, — земляного холмика, как, например, на иконе XVIII века «Зосима и Савватий в житии» [25, с. 122-123]. Генезис формы креста Крест как символ человеческого спасения возник в начале нашей эры, примерно во II—III столетии. Первоначально крест имел четырехконечную форму — crux immissa: равносторонний — греческий тип; удлиненный, вытянутый вертикально — латинский тип. В V веке н. э. широкое распространение получил трехконечный Т-образный египетский крест — commissa. В IX веке появляется восьмиконечный крест. Особенно известен восьмиконечный крест датской королевы Догмары. Семиконечный крест изображен на Мюнхенском эмалевом окладе Евангелия (X в.). Крест имеет самые разнообразные фор­ мы — пяти-, шести-, семи-, восьми-, десяти­ конечные и множество других. В некоторых нечетных по числу оконечностей формах креста присутствует элемент базового пересечения креста commissa, но основой «не­ четных» крестов, начиная с пятиконечного, является четырехконечный крест. Это объясняется тем, что трехконечный крест отличается от четырехконечного точкой пересечения двух первооснов креста — средней перекладины и центрального про­ дольного столба. Пятиконечный крест возник в результате появления дощечки в топовой части креста immissa. Шестиконечность достигается за счет перемещения дощечки ниже по центральному столбу, в результате чего верхняя часть креста приобретает не два конца, как у пятиконечного, а один. Или вместо дощечки на кресте явно вырисовывается подножие. Таким образом, у шестиконечного

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz