Циркунов, И. Б. Поморские кресты // Наука и бизнес на Мурмане. - 1997. – N 2 (май). - С. 27-41.
НАУКА И БИЗНЕС на МУРМАНЕ 28 можно предположить наличие ономатопеи' как связи между словами «крест» и «Христос», что является основой дальнейшего семантиче ского и герменевтического анализа. Поморские кресты, обследованные экспе дицией Арктик-клуба, несколько отличаются от крестов, тщательно описанных в отечествен ной искусствоведческой литературе. Кресты на кладбищах, одиночные кресты в деревнях и за околицей, у церквей и в излучинах рек составляют довольно обширный таксон, ко торый мы будем условно именовать ма териковым. Поморские кресты, речь о которых пойдет ниже, образуют прибрежно-островной таксон. Этот таксон изучен крайне слабо в связи с труднодоступностью мест располо жения крестов. Морской маршрут экспедиции значительно облегчил фиксацию крестов при- брежно-островного таксона, но не позволил выявить их в полном объеме. Поморские кресты, обнаруженные Арктик- клубом, мы рассматриваем не только как декор или малые архитектурные формы. Эти сооружения представляют для нас интерес как свидетельства самобытной культуры, со зданной поморами в пределах Беломорья. Прежде всего беломорские кресты — это традиционные естественные знаки, созданные руками человека. Традиционность создания и оформления крестов говорит о наличии начал цивилизации, локализованных в известном геополитическом районе и замкнутых в свое образной культурно-языковой среде. Сам факт создания малых архитектурных форм ука зывает на то, что строитель обладал оп ределенными знаниями и умениями, и это в свою очередь позволяет нам относиться к нему как к «практическому геометру». Тезис о тра диционности сооружения крестов позволяет проследить следующую взаимосвязь: «В бес счетных традициях протекает наше чело веческое существование. Весь совокупный культурный мир во всех формах пришел из традиций. Эти формы возникли не только каузально, ведь мы уже всегда знаем, что традиция есть как раз традиция, возникшая в нашем человеческом пространстве из че ловеческой активности, а значит, духовно...» [8, с. 212]. Таким образом, духовная активность поморов свидетельствует не только об их религиозности, но и о значительных научных познаниях. Поморы известны своими кора бельными и мореходными навыками, строи тельными и промысловыми умениями, а это указывает на то, что геометрия была фунда ментом их научных познаний. Реальным про дуктом религиозности и учености поморов являются естественные знаки — поморские кресты, которые мы будем рассматривать как памятники науки и техники (ПНТ). Характеризуя поморские кресты как ПНТ, мы будем при держиваться точки зрения П. В. Боярского, в недавнем прошлом начальника Морской аркти- 1О ном а то п е я — отражение в слове некоторых звуковых качеств обозначаемого. ческой комплексной экспедиции НИИ культуры: «Памятниками науки и техники (ПНТ) назы вается совокупность материальных объектов и памятных мест, составляющих условно непрерывный ряд, отражающий все стороны исторического развития науки, техники, технологии в системе биосферы, становление и развитие процессов перехода биосферы в ноотехносферу» [4, с. 48; 3, с.74]. При «технологическом» подходе к иден тификации ПНТ и памятников истории и куль туры поморские кресты прибрежно-островного таксона, являющиеся составной частью «...тех нологии освоения человеком новых жизненных пространств...», входят в классификационную группу памятников «познания и исследования региона» [4, с. 59—60]. Значительно реже по морские кресты, обнаруженные экспедицией Арктик-клуба, можно отнести к группам памятников «культовые места и места захоронений» и «памятные места» [тамже, с. 60]. АРХИТЕКТОНИКА ПОМОРСКИХ КРЕСТОВ Поморские кресты, обнаруженные в ходе экспедиции, по своей форме являются восьмиконечными. Восьмиконечный крест — наиболее распространенная форма в тра диционной северорусской иконографии XV— XVIII веков [25, с. 66-67 , 122-123, 128-129, 130-131, 150-151]. Изображение восьмиконечных крестов на иконах не означает, что крест такой формы был канонизирован. Наряду с восьмиконечными крестами встречаются и семиконечные [там же]. Интереснейшее сочетание восьми- и семиконечного креста можно увидеть, на пример, на иконе XII века «Покров с изо бражением Ефросинии Суздальской» [7, с. 106]. Здесь Ефросиния изображена с вось миконечным крестом со скошенным подно жием, который она держит в правой руке. На одежде Ефросинии вышит семиконечный крест с прямым подножием на постаменте (Голгофе). Такое сочетание свидетельствует о терпимости православной церкви к изображению раз личных по форме крестов, в том числе и четырехконечных. Правда, следует уточнить, что четырехконечный крест (латынский крыж) не был популярен на Русском Севере и напрочь отрицался раскольниками. Структура поморских восьмиконечных крес тов глубоко символична. Но этот символизм не носит характера догмата. Вот что писал по этому поводу протоиерей А. Иорданов: «...символика, соединяемая с формой креста, не есть догмат.......ад разрушен не подножием креста, равно как и рай отверт не дщицею Пилатовой, но силою Божиею и что символика эта есть дело церковных риторов» [16, с. 350]. Символика креста тесно связана с аква- культурной составляющей религиозной эсте
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz