Циркунов, И. Б. На пороге Арктики : арктические, методологические и краеведческие исследования / И. Б. Циркунов. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2015. - 184 с. : ил.

Глава 3. ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ СТРАТАГЕМНЫЙ АНАЛИЗ 89 ние поля управления или поля управленческих решений (Циркунов, 2001. С. 23). Систематика последствий управленческих решений довольно легко вписывается в матричную модель, задаваемую двумя параметрами, а зна­ чит, може т быть представлена в виде карты управления. Если мы допуска­ ем наличие карты управления, то несложными методами топологии её мож­ но представить в виде триангуляции некоторого пространства, имеющего, на наш взгляд, прямое отношение к проблемам управления (Циркунов, 2003). Одна из задач картографирования, как для научных целей, так и для практического применения, — это визуализация столь необходимая для правильного представления в сознании объектов, окружающих нас. Визуа­ лизация это ещё и самый простой приём понять что бы то ни было, развить событие и увидеть его последствия. Без визуализации практически невоз­ можно прогнозировать. Даже делая поправку на три основные модальнос­ ти в нейролингвистическом программировании: визуализацию, аудиали- зацию и кинестетику, конечным продуктом моделирования является пред­ ставление, которое все-таки будет визуальным. Различаются лишь пути достижения этой визуализации. В этой связи можно рассматривать визуа­ лизацию как процесс, а созданную модель, в нашем случае —план, схему или карту как конечный продукт этого процесса, готовый к дальнейшему применению и использованию. Картография как наука, включающая теорию, методику и технические приёмы создания и использования географических карт, довольно распро­ странена в геологии, почвоведении, экономике, военной науке и в исследо­ ваниях космического пространства. Широко распространены специальные карты и атласы в океанологии, имеют место анатомические атласы в ме­ дицине, планы градостроительства в архитектуре, в теории менеджмента и маркетинга встречаются схемы и планы управления. Следует заметить, что в педагогической практике также применяются различные схемы, планы и карты. В процессе обучения военных специалистов и менеджеров широкое рас­ пространение получили активные методы обучения (АМО), в том числе, деловые, имитационные и организационно-деятельностные игры (ОДИ). АМО предполагают использование стендов, макетов объектов управления, макетов, карт и планов местности, различных схем и рисунков. Во время обучения, помимо получения необходимых знаний, отрабатываются эко­ номические и управленческие поведенческие навыки будущими специали­ стами в этих областях деятельности. История применения АМО в обуче­ нии российских экономистов и управленцев началась ещё в 30-х годах про­ шлого столетия. По воспоминаниям родоначальницы применения деловых

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz