Циркунов, И. Б. На пороге Арктики : арктические, методологические и краеведческие исследования / И. Б. Циркунов. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2015. - 184 с. : ил.

80 И. Б. Циркунов. НА ПОРОГЕ АРКТИКИ крещения саамского народа и признаем, что и до крещения у саамов было время, но оно было сакральным. Профанным время становится после кре­ щения саами, по крайней мере, в истории саамского народа. Но и сакраль­ ное время продолжалось, но в сложной и двоякой форме, сохраняющей в тайне ценности шаманизма и демонстрируя приверженность православию. На наш взгляд, мнимое время в истории того или другого народа обяза­ тельно появляется, когда в первый раз, как правило, доподлинно неизвес­ тно. Второй и последующие «перпендикуляры к реальному времени» мо­ гут быть зафиксированы в преданиях и даже письменных источниках. По нашему мнению, события 1532 и 1575 годов в истории терских лопарей можно рассматривать как проявление мнимого времени, без попыток оп­ ределить порядковый номер такого проявления. Мы вполне осознаём, что одно из ранних «времён» —мифическое —предшествует эмпирическому или историческому времени, которое, как нам видится, является, если не самим собственным профанным временем, то хотя бы содержит его эле­ менты. Профанное время в полной мере исторично, линейно и необрати­ мо, что делает его похожим на физическое или реальное время. Но оно также является повседневным или обычным временем. Мифическое время на ранней стадии, видимо, имеет линейную структуру, что соответствует первобытному мышлению. В дальнейшем структура темпоральное™ перво­ бытного мышления от линейности благодаря наблюдениям за природой переходит к цикличности. Повторяемость событий в данном случае играет на пользу создания ритуалов в большей степени, а не на создание истории событий. Таким образом, происходит сакрализация времени. В свою оче­ редь, сакральное время или, точнее, нечто сакральное в обществе начинает рассматриваться как онтологическая и сотериологическая ценности. Закреп­ ление онтологических и сотериологических ценностей в обществе конструи­ рует профанный, или человеческий, мир, где и течёт профанное время. Принятие христианства или, точнее сказать, факт крещения терских лопарей предлагаем рассматривать в контексте социологических исследо­ ваний Э. Дюркгейма о соотношении коллективных представлений с соци­ альными институтами. В этом ключе крещение лопарей или собственно религия представляется не как инструмент спасения души, а как инстру­ мент сохранения и благополучия общества. Крещение саами — процесс длительный и многогранный и не всегда носил сугубо религиозные фор­ мы. Христианизация саами сродни процессу вхождения в цивилизацию, принятию новых культурных ценностей, поэтому и переход к осёдлости можно рассматривать как принятие общекультурных ценностей. А «рус­ ский брат», имеется в виду не только процедура крестования (Ушаков, 1998, 2. С. 385), исповедует православие и пользуется определёнными бла

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz