Циркунов, И. Б. На пороге Арктики : арктические, методологические и краеведческие исследования / И. Б. Циркунов. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2015. - 184 с. : ил.

Глава 2. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ 79 нить следующими категориями современной космологии и институцио­ нального анализа. Прежде всего, уточним, что известные факты истории можно рассматривать в контексте того, что «...время не отделено полнос­ тью от пространства и не независимо от него, но вместе с ним образуют единый объект, который называется пространством-временем» (Хокинг, 2011. С. 41). Таким образом, всякую событийность, в том числе и истори­ ческую, можно представлять в четырёх измерениях. История как наука имеет дело, прежде всего, с параметрами времени, а течение времени опре­ деляет известную изменчивость или событийность, что и составляет исто­ рию событий, но ещё не саму историю. Физическое время мало что может изменить само по себе в жизни человека как социального существа, а био­ логический аспект мы не рассматриваем. Однако мы можем довольно точ­ но фиксировать изменения и наличие как минимум истории событий в социальной жизни, если не одного поколения, то нескольких поколений народа. Для объяснения этого явления введём космологическое понятие, разработанное Стивеном Хокингом, — «мнимое время». За более подроб­ ным описанием этого понятия следует обратиться к первоисточнику —книге «Краткая история времени» (Хокинг, 2011. С. 5—216). Мы предлагаем ана­ лизировать эту гипотетическую категорию «мнимое время» как период проявления изменённого сознания в силу объективных в пространстве— времени обстоятельств, присущего как индивиду, так и группе людей или обществу в целом, в ходе осознания известной последовательности или цикличности событий или истории событий. Обратим внимание на то, что физическое или реальное время обладает некоторыми характеристиками, но мы выделим такие свойства, как одно­ направленность и необратимость. Одно важное замечание о мнимом вре­ мени С. Хокинга поможет понять его значение и применимость в социаль­ ной истории человека: «... мнимое время можно представить направлением времени, перпендикулярным к реальному времени» (Хокинг, 2011. С. 308). Следующее замечание о мнимом времени следует рассматривать в контек­ сте «бинарной оппозиции» по К. Леви-Строссу. Здесь нам пригодятся кон­ цептуальные разработки Мирчи Элиаде (Eliade) в области истории рели­ гии. Мннмое время вполне может быть представлено системой «сакраль­ ное время —профанное время». Тогда получается, что новое психолингвистическое отображение, или темпоральность общественного сознания, воплощенного в действии или акте на известном участке истории событий, должно быть перпендикуляр­ но реальному времени, что вполне естественно проявляется в его датиро­ вании. При этом заметим, что мысль и осознание не могут быть датирова­ ны. Датировано может быть темпоральное совершённое действие, а осоз­ нание этого действия не датировано. Теперь снова вернёмся к истории

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz