Циркунов, И. Б. На пороге Арктики : арктические, методологические и краеведческие исследования / И. Б. Циркунов. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2015. - 184 с. : ил.
Глава 2. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ 79 нить следующими категориями современной космологии и институцио нального анализа. Прежде всего, уточним, что известные факты истории можно рассматривать в контексте того, что «...время не отделено полнос тью от пространства и не независимо от него, но вместе с ним образуют единый объект, который называется пространством-временем» (Хокинг, 2011. С. 41). Таким образом, всякую событийность, в том числе и истори ческую, можно представлять в четырёх измерениях. История как наука имеет дело, прежде всего, с параметрами времени, а течение времени опре деляет известную изменчивость или событийность, что и составляет исто рию событий, но ещё не саму историю. Физическое время мало что может изменить само по себе в жизни человека как социального существа, а био логический аспект мы не рассматриваем. Однако мы можем довольно точ но фиксировать изменения и наличие как минимум истории событий в социальной жизни, если не одного поколения, то нескольких поколений народа. Для объяснения этого явления введём космологическое понятие, разработанное Стивеном Хокингом, — «мнимое время». За более подроб ным описанием этого понятия следует обратиться к первоисточнику —книге «Краткая история времени» (Хокинг, 2011. С. 5—216). Мы предлагаем ана лизировать эту гипотетическую категорию «мнимое время» как период проявления изменённого сознания в силу объективных в пространстве— времени обстоятельств, присущего как индивиду, так и группе людей или обществу в целом, в ходе осознания известной последовательности или цикличности событий или истории событий. Обратим внимание на то, что физическое или реальное время обладает некоторыми характеристиками, но мы выделим такие свойства, как одно направленность и необратимость. Одно важное замечание о мнимом вре мени С. Хокинга поможет понять его значение и применимость в социаль ной истории человека: «... мнимое время можно представить направлением времени, перпендикулярным к реальному времени» (Хокинг, 2011. С. 308). Следующее замечание о мнимом времени следует рассматривать в контек сте «бинарной оппозиции» по К. Леви-Строссу. Здесь нам пригодятся кон цептуальные разработки Мирчи Элиаде (Eliade) в области истории рели гии. Мннмое время вполне может быть представлено системой «сакраль ное время —профанное время». Тогда получается, что новое психолингвистическое отображение, или темпоральность общественного сознания, воплощенного в действии или акте на известном участке истории событий, должно быть перпендикуляр но реальному времени, что вполне естественно проявляется в его датиро вании. При этом заметим, что мысль и осознание не могут быть датирова ны. Датировано может быть темпоральное совершённое действие, а осоз нание этого действия не датировано. Теперь снова вернёмся к истории
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz