Циркунов, И. Б. На пороге Арктики : арктические, методологические и краеведческие исследования / И. Б. Циркунов. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2015. - 184 с. : ил.

76 И. Б. Циркунов. НА ПОРОГЕ АРКТИКИ Другой пример социальной активности понойского населения — это обращение терских лопарей, принявших христианство, к Новгородскому Владыке в 1532 году с просьбой о строительстве на реке Поное церкви. Миссия из Великого Новгорода освятила первую церковь в честь святых апостолов Петра и Павла. В 1575 году, видимо, спустя одно поколение, Новгородский Владыка выдал грамоту старцу Феогносту с требованием возобновить службу в Петропавловской церкви на Поное и крестить лопа­ рей, не успевших ещё принять христианство. История роста и развития Поноя и его окрестностей, становление Поноя как волостного центра изложена в трудах профессора И. Ф. Ушакова. Мы обратим внимание на ещё один эпизод в истории этого старинного поселения. В 60-е годы XIX века некоторые саамские семьи начинают жить в По­ ное осёдло (Ушаков, 2001. С. 208). По данным Харлина Леонида Алексан­ дровича, уроженца села Поной, ныне проживающего в г. Архангельске, со­ бирателя истории Поноя и родословных своих односельчан, в Госархиве Архангельской области сохранился один любопытный документ. Этот до­ кумент датирован 1870 годом и содержит информацию о добровольном переходе коренных обитателей Понойской волости к осёдлому образу жиз­ ни. Представители тринадцати семей —Друженьковых, Горбунцовых, Да­ ниловых, Матрёхиных, Ермолиных и Харлиных поставили свои родовые клейма, т. к. не умели писать, под документом, тем самым письменно под­ твердили своё желание водвориться осёдло на постоянное местожитель­ ство в селении Поной и быть отчисленными от лопарских погостов. Эти семьи взяли на себя обязательства не строить лопарские вежи, но возво­ дить дома и надворные постройки, как это, делают крестьяне. За это они просили наделить их в селении Поной сенокосом и морскими угодьями наравне с крестьянами. Несмотря на устойчивое мнение о том, что саами —это народ, который занимается преимущественно оленеводством, уточним, что во многом на вид занятия той или иной родовой группы влияли локальные особенности географического места обитания. Наличие крупной реки или озера, бли­ зость выхода к морю или обитание какой-то родовой группы на внутрен­ них территориях Кольского полуострова во многом определяли хозяйствен­ ный уклад жизни саамов. В условиях крайней отдалённости от центров развития производств и новых методов работы, от общекультурных цент­ ров и слабого влияния цивилизации энвайронментальный аспект влияния на хозяйство и жизнь саами был преимущественным. В начале XX века К. В. Регель, путешествуя по Терскому берегу Кольского полуострова, пи­ сал: «Единственными путями сообщения Терского берега являются летом сообщение на лодках вдоль морского побережья, а зимой — санный путь оленями по зимнему тракту, который тянется от Поноя до Умбы в Кан-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz