Циркунов, И. Б. На пороге Арктики : арктические, методологические и краеведческие исследования / И. Б. Циркунов. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2015. - 184 с. : ил.

Глава 2. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ 67 ми) данными. Если известны воздействия на систему и результаты этих воздействий, т. е. фактическое развитие системы за определённый период, то Р. п. покажет, приведут ли те же воздействия на имитационную модель к аналогичным последствиям. В Р. п. сравниваются, таким образом, две траектории: траектория анализируемой переменной и траектория соответ­ ствующего показателя моделируемой реальной системы» (Лопатников, 1996. С. 460—461). Однако следует заметить, что имитационный эксперимент, как и имитационная модель, отличаются от мысленного эксперимента. Наша задача в том и заключается, чтобы в ходе ретроспективного анализа разви­ тия промышленности Мурманской области показать возможность исполь­ зования модели как мысленного эксперимента в ретроспективном анализе. Данный методический приём будем называть ретроспективным монито­ рингом, который по сути своей является мысленным экспериментом, в ходе которого будут соизмеряться модели и данные статистики вчерашнего дня между собой с тем, чтобы воссоздать общую картину «исследовательской программы» вчерашнего экономиста для дальнейшего сравнения с сегод­ няшней экономической «исследовательской программой», в которой, как мы надеемся, содержится определённая доля позитивного прогноза на зав­ трашний день. В методологическом плане ретроспективный мониторинг соединяет в себе два ключевых компонента отличия, которые мы пытались установить. Имеется в виду соединение эксперимента и модели. И модель, и экспери­ мент имеют общее основание в виде их способности репрезентировать и общему стремлению к изоляции. В ходе ретроспективного мониторинга наблюдатель пытается выяснить общий смысл модели, созданной исследо­ вателем. Модель, будучи мыслительным экспериментом и находясь в «тре­ тьем мире», создаёт основание для возникновения системы или объекта «первого мира». Наблюдатель сопоставляет элементы «третьего мира» с элементами «первого мира» и выносит суждения о степени репрезентатив­ ности Модели лишь для оценки её прогностической способности, т. е. со­ здаёт ещё один элемент «третьего мира», отказываясь от оценки роли, за­ дач, функций и значимости действующей системы (объекта) «первого мира». Благодаря новому элементу «третьего мира» можно создать новую модель, которая может быть как мыслительной, так и имитационной, таким обра­ зом, осуществляется мониторинг ретроспективного типа. При этом следу­ ет иметь в виду, что для оценки репрезентативности модели не требуется устанавливать валидность, но это только в первой части ретроспективного мониторинга. Таким образом, созданная наблюдателем модель выполняет оценочную роль для модели исследователя. Но и она, модель наблюдателя, обладает лишь известной степенью правдоподобия. Эти научные экспери

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz