Циркунов, И. Б. На пороге Арктики : арктические, методологические и краеведческие исследования / И. Б. Циркунов. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2015. - 184 с. : ил.

Глава 1. АРКТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ 25 исследователю, но удерживало его в известных границах и на определён­ ном уровне своего научного знания и научного развития. Исследователь может быть сравним с оглашенным, обременённым зна­ нием, приближенным к истине. При этом совершенно безразлично для са­ мого знания и истины — верит ли этот исследователь в познанное или истину, к которой он приблизился. Оценка божественной составляющей для Декарта и Ньютона решалась в увязке с понятиями пространства и времени. Для Ньютона бог непозна­ ваем, а пространство и время — бесконечно. Ньютон не услышал или не захотел услышать Декарта. Картезианское представление бога как раз объяс­ нимо понятием «бесконечности», а новое, недревнегреческое, понимание пространства коррелирует с понятием «неопределённость». «Декарт...ут­ верждал, что пространство —или, точнее, мир —является только неопре­ делённым (indefini), в. отличие от бога, единственно которого он рассмат­ ривал как бесконечного (infini)...» (Койре, 1985. С. 225). Декарт писал: «... относительно вещей, для которых, в известном смысле, не видим преде­ лов, границ, не станем утверждать, что эти вещи бесконечны, но лишь бу­ дем считать их неопределёнными. Так, не будучи в состоянии вообразить столь обширного протяжения, чтобы в то же время не мыслить возможно­ сти ещё большего, мы скажем, что размеры возможных вещей неопреде­ ленны» (Там же. С. 260). По Декарту бесконечность сродни бытию, но оно не может быть отождествлено с пространством. Ньютон стал в оппозицию Декарту. Для Ньютона пространство —это не то же самое, что и тело. Бесконечность это не синоним совершенства. Ньютон предлагает свою систему доказательства бесконечности простран­ ства. Рассматривая треугольник, увеличиваем один из углов основания. Вершина его будет непрерывно удаляться от основания до тех пор, пока стороны треугольника не станут параллельными, а расстояние до этой вер­ шины, или точки пересечения сторон, окажется столь большим, что будет превосходить любое даже известное или заданное значение. Ньютон, ут­ верждая позитивный характер бесконечности, писал: «Если ... кто-нибудь говорит, что мы представляем себе бесконечность лишь посредством отри­ цания пределов чего-то конечного и что это —отрицательное, т. е. не име­ ющее значения, понятие, то я это отрицаю. Совсем наоборот: это понятие предела содержит в себе отрицание и тем самым “бесконечность”, так как оно, будучи отрицанием некоторого отрицания (т. е. конечного), будет сло­ вом, которое, одновременно принимая во внимание его собственный смысл и наше понимание, будет весьма позитивным, даже если грамматически оно кажется негативным» (Там же. С. 226). Здесь, в этом рассуждении Нью­ тона, картезианский «метод» взял верх, но привёл сэра Исаака Ньютона к

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz