Циркунов, И. Б. На пороге Арктики : арктические, методологические и краеведческие исследования / И. Б. Циркунов. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2015. - 184 с. : ил.
Глава 1. АРКТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ 25 исследователю, но удерживало его в известных границах и на определён ном уровне своего научного знания и научного развития. Исследователь может быть сравним с оглашенным, обременённым зна нием, приближенным к истине. При этом совершенно безразлично для са мого знания и истины — верит ли этот исследователь в познанное или истину, к которой он приблизился. Оценка божественной составляющей для Декарта и Ньютона решалась в увязке с понятиями пространства и времени. Для Ньютона бог непозна ваем, а пространство и время — бесконечно. Ньютон не услышал или не захотел услышать Декарта. Картезианское представление бога как раз объяс нимо понятием «бесконечности», а новое, недревнегреческое, понимание пространства коррелирует с понятием «неопределённость». «Декарт...ут верждал, что пространство —или, точнее, мир —является только неопре делённым (indefini), в. отличие от бога, единственно которого он рассмат ривал как бесконечного (infini)...» (Койре, 1985. С. 225). Декарт писал: «... относительно вещей, для которых, в известном смысле, не видим преде лов, границ, не станем утверждать, что эти вещи бесконечны, но лишь бу дем считать их неопределёнными. Так, не будучи в состоянии вообразить столь обширного протяжения, чтобы в то же время не мыслить возможно сти ещё большего, мы скажем, что размеры возможных вещей неопреде ленны» (Там же. С. 260). По Декарту бесконечность сродни бытию, но оно не может быть отождествлено с пространством. Ньютон стал в оппозицию Декарту. Для Ньютона пространство —это не то же самое, что и тело. Бесконечность это не синоним совершенства. Ньютон предлагает свою систему доказательства бесконечности простран ства. Рассматривая треугольник, увеличиваем один из углов основания. Вершина его будет непрерывно удаляться от основания до тех пор, пока стороны треугольника не станут параллельными, а расстояние до этой вер шины, или точки пересечения сторон, окажется столь большим, что будет превосходить любое даже известное или заданное значение. Ньютон, ут верждая позитивный характер бесконечности, писал: «Если ... кто-нибудь говорит, что мы представляем себе бесконечность лишь посредством отри цания пределов чего-то конечного и что это —отрицательное, т. е. не име ющее значения, понятие, то я это отрицаю. Совсем наоборот: это понятие предела содержит в себе отрицание и тем самым “бесконечность”, так как оно, будучи отрицанием некоторого отрицания (т. е. конечного), будет сло вом, которое, одновременно принимая во внимание его собственный смысл и наше понимание, будет весьма позитивным, даже если грамматически оно кажется негативным» (Там же. С. 226). Здесь, в этом рассуждении Нью тона, картезианский «метод» взял верх, но привёл сэра Исаака Ньютона к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz