Циркунов, И. Б. На пороге Арктики : арктические, методологические и краеведческие исследования / И. Б. Циркунов. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2015. - 184 с. : ил.

Глава 1. АРКТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ 23 учёных-позитивистов, стоящих спиной к этой пропасти, невидящих её и самое главное даже незадумывающихся попытаться преодолеть её. Для того, что бы понять размер современной пропасти, следует рас­ смотреть причину возникшей методологической трещины. Философско- методологическое различие взглядов Рене Декарта (1596—1650) и Исаака Ньютона (1643—1727) можно было бы схематично представить в виде раз­ личия рыцарских девизов, начертанных на исследовательских щитах этих учёных. Девизу Декарта «cogito ergo sum» —«мыслю, следовательно, суще­ ствую» Ньютон противопоставил свой девиз «hypotheses поп fingo» —«ги­ потез не измышляю». Но, как показали более поздние исследования, суще­ ствуют, по крайней мере, три других смысла высказывания Ньютона. Тща­ тельный семантический анализ ньютоновских текстов показал, что имеет место расхождение между словами физика и его реальной практикой (Койре, 1985. С. 273). Оба эти учёных шли одной тропой создания основ позитивистской на­ уки. Ведя мысленный спор с Декартом, Ньютон пользовался прежде всего «методом», созданным Декартом. Имеется в виду один из главных трудов Р. Декарта «Размышление о методе», изданный в 1637 году. Во многом использование Исааком Ньютоном «метода» Декарта дало возможность сэру Ньютону предложить свои «начала», изложенные в «Математических началах натуральной философии». Фактически Декарт одним из первых начал противопоставлять науку и ненаучные формы знания, которые существуют в современном мире. До­ стижением научной революции XVII века можно считать замену аристоте­ левской конкретной «совокупности мест» на абстрактное пространство ев­ клидовой геометрии, которое теперь рассматривается как реальное. Упо­ рядоченный и конечный Космос Аристотеля также был заменён на бесконечную Вселенную. Начиналось новое время, время математики или, точнее сказать, геометрии. Слабость концепции Аристотеля в том, что она не математическая, а метафизическая, а это уже не устраивало нарождаю­ щееся научное сообщество. Но, выбирая из двух концепций геометриза­ цию пространства, новое научное сообщество столкнулось с неизвестной для себя проблемой. Эта проблема имеет название «пространственной бес­ конечности», а это понятие как очевидно не может быть объектом опыта. «Бесконечность, как отметил... Аристотель, не может быть ни задана, ни преодолена» (Койре, 1985. С. 18). Но при этом пространственная беско­ нечность является существенным элементом, одной из аксиом в структуре современной науки. Причина получения аксиоматического статуса этого понятия до сих пор не выяснена до конца. Свою лепту в аксиоматизацию пространственной бесконечности внес Джордано Бруно (1548—1600),

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz