Циркунов, И. Б. На пороге Арктики : арктические, методологические и краеведческие исследования / И. Б. Циркунов. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2015. - 184 с. : ил.
Глава 1. АРКТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ 23 учёных-позитивистов, стоящих спиной к этой пропасти, невидящих её и самое главное даже незадумывающихся попытаться преодолеть её. Для того, что бы понять размер современной пропасти, следует рас смотреть причину возникшей методологической трещины. Философско- методологическое различие взглядов Рене Декарта (1596—1650) и Исаака Ньютона (1643—1727) можно было бы схематично представить в виде раз личия рыцарских девизов, начертанных на исследовательских щитах этих учёных. Девизу Декарта «cogito ergo sum» —«мыслю, следовательно, суще ствую» Ньютон противопоставил свой девиз «hypotheses поп fingo» —«ги потез не измышляю». Но, как показали более поздние исследования, суще ствуют, по крайней мере, три других смысла высказывания Ньютона. Тща тельный семантический анализ ньютоновских текстов показал, что имеет место расхождение между словами физика и его реальной практикой (Койре, 1985. С. 273). Оба эти учёных шли одной тропой создания основ позитивистской на уки. Ведя мысленный спор с Декартом, Ньютон пользовался прежде всего «методом», созданным Декартом. Имеется в виду один из главных трудов Р. Декарта «Размышление о методе», изданный в 1637 году. Во многом использование Исааком Ньютоном «метода» Декарта дало возможность сэру Ньютону предложить свои «начала», изложенные в «Математических началах натуральной философии». Фактически Декарт одним из первых начал противопоставлять науку и ненаучные формы знания, которые существуют в современном мире. До стижением научной революции XVII века можно считать замену аристоте левской конкретной «совокупности мест» на абстрактное пространство ев клидовой геометрии, которое теперь рассматривается как реальное. Упо рядоченный и конечный Космос Аристотеля также был заменён на бесконечную Вселенную. Начиналось новое время, время математики или, точнее сказать, геометрии. Слабость концепции Аристотеля в том, что она не математическая, а метафизическая, а это уже не устраивало нарождаю щееся научное сообщество. Но, выбирая из двух концепций геометриза цию пространства, новое научное сообщество столкнулось с неизвестной для себя проблемой. Эта проблема имеет название «пространственной бес конечности», а это понятие как очевидно не может быть объектом опыта. «Бесконечность, как отметил... Аристотель, не может быть ни задана, ни преодолена» (Койре, 1985. С. 18). Но при этом пространственная беско нечность является существенным элементом, одной из аксиом в структуре современной науки. Причина получения аксиоматического статуса этого понятия до сих пор не выяснена до конца. Свою лепту в аксиоматизацию пространственной бесконечности внес Джордано Бруно (1548—1600),
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz