Циркунов, И. Б. На пороге Арктики : арктические, методологические и краеведческие исследования / И. Б. Циркунов. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2015. - 184 с. : ил.

12 И. Б. Циркунов. НА ПОРОГЕ АРКТИКИ альная активность населения, которая естественно происходит и в районах проживания населения на Крайнем Севере и в Арктике. Социологизация истории, изучающей процессы, происходящие в арктической зоне, стано­ вится всё более распространённым явлением, в том числе и в историче­ ской науке. Социологический аспект в таком историческом исследовании сегодня наиболее реальная и научно обоснованная его часть, т. к. имеет своей целью изучение временного сообщества, действующего на просторах Арктики. Один из главных критериев возможности деятельности археологов — это наличие поселения человека или, что однозначно важно для археолога, наличие захоронения человека. Множественность захоронений человека для археолога почти клад, а для обыденного сознания —это просто клад­ бище. Но и для историка наличие кладбища, а лучше кладбищ, означает богатую историю той или иной местности, того или иного народа. Тафономия —раздел палеонтологии, изучающая закономерности про­ цессов естественного захоронения организмов и образования местонахож­ дений ископаемых остатков этих организмов. А тафофилия —увлечение, хобби «любителей кладбищ». Тогда, по нашему предложению, тафоло- гия — это изучение кладбищ как комплексной системы, включающей в себя элементы национальной особенности некрополя, в частности, матери­ альные историко-биографические памятники, историко-архитектурную среду, парковую зону и в целом являющейся пространственно-временной единицей структуры города (или поселения). Тафологическая характерис­ тика нации в целом, или отдельной местности, или города в частности, является одной из важнейших латентных историко-социологических ха­ рактеристик социума, отражающих отношение людей к своим предкам, их историческим действиям или бездействиям, к истории своего народа, со­ циума, территории, страны в целом. К тафологической характеристике можно причислить и отношения между людьми по поводу смерти, тради­ ционные, бытовые и религиозные ритуалы, связанные со смертью челове­ ка, а в новейшее время и в связи со смертью животных. Тафологическими можно считать отношения людей в результате переосмысления событий личной истории или своей малой истории. Такое переосмысление означа­ ет ментальное воздействие умерших на живущих, которое выражалось бы словами: «что бы он сказал на это», «соответствовало бы это его мировоз­ зрению», «как бы он к этому отнёсся» и т. п., что и составляет суть «тафо­ логической рефлексии». Тафология в целом неразвита, т. к. она отсутствует как научная катего­ рия. Тафология не является разделом исторической и социологической наук. Для предполагаемой истории Арктики неразвитость или отсутствие

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz