Циркунов, И. Б. На пороге Арктики : арктические, методологические и краеведческие исследования / И. Б. Циркунов. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2015. - 184 с. : ил.

140 И. Б. Циркунов. НА ПОРОГЕ АРКТИКИ Имя судну было дано в честь Николая Михайловича Книповича (1862—1939) — видного русского и советского учёного, зоолога, исследователя Баренцева моря и морей Европейской части России, организатора научно-промысло­ вого дела на Мурмане. Профессор Клюге, определяя региональный характер научных задач МБС, не учёл да и не мог знать того, что новое судно, точнее, те экспеди­ ции, которые будут работать на борту «Николая Книповича», выведут этот корабль за рамки регионального значения. С приходом в МБС судна «Ни­ колай Книпович» можно говорить о значительном историческом событии. Впервые в России в 1928 году сложились условия, при которых можно констатировать возникновение исследовательского флота. Этот историче­ ский факт можно рассматривать как прецедент, потому что исследователь­ ский флот в России возникал не раз. Конечно, исследовательский флот образца 1928 года это был ещё не тот современный океанский флот, способный решать научные задачи мирово­ го масштаба. Однако сложившийся прецедент соответствует некоторым ос­ новным критериям, которые характеризуют исследовательский флот. Во- первых, к лету 1928 года в российской науке о море уже сложилась систе­ ма организации оперативной обработки научно-исследовательской информации — это и МБС (29.06.1904), и Северная научно-промысловая экспедиция (04.03.1920), и Плавморнин (10.03.1921). Во-вторых, с обуст­ ройством МБС, строительством причала станции у будущего исследова­ тельского флота появилась собственная береговая база для обеспечения судов всем необходимым. Таким образом, к 1928 году уже существовали средства обеспечения судов исследовательского флота и были обустроены береговые пункты базирования этого флота. И, в-третьих, с появлением в 1928 году в Мурманской биологической станции НИСа «Николай Книпо­ вич» —второго судна, после «Персея», специально построенного для про­ ведения научно-исследовательских работ, можно говорить о возникнове­ нии совокупности научно-исследовательских судов. Правда, сам термин «научно-исследовательское судно» появился несколько позже. Суда, которые использовались на Мурманской биостанции до прихода «Николая Книповича», были маломощны и неспособны совершать само­ стоятельные рейсы в открытом море. Руководству МБС приходилось брать в аренду совсем не приспособленные для научных исследований суда и корабли. Видимо поэтому эти суда в соответствии с выполняемыми зада­ чами могли получать уточняющие наименования, например, «гидрографи­ ческое» или просто «экспедиционное», которые в дальнейшем использова­ ли в научных отчётах. Скорее всего, так в научной литературе 20—30-х годов XX века появился термин «экспедиционное судно» и соответствую­ щая аббревиатура «э/с». Так, например, военный корабль, арендованный

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz