Циркунов, И. Б. На пороге Арктики : арктические, методологические и краеведческие исследования / И. Б. Циркунов. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2015. - 184 с. : ил.
140 И. Б. Циркунов. НА ПОРОГЕ АРКТИКИ Имя судну было дано в честь Николая Михайловича Книповича (1862—1939) — видного русского и советского учёного, зоолога, исследователя Баренцева моря и морей Европейской части России, организатора научно-промысло вого дела на Мурмане. Профессор Клюге, определяя региональный характер научных задач МБС, не учёл да и не мог знать того, что новое судно, точнее, те экспеди ции, которые будут работать на борту «Николая Книповича», выведут этот корабль за рамки регионального значения. С приходом в МБС судна «Ни колай Книпович» можно говорить о значительном историческом событии. Впервые в России в 1928 году сложились условия, при которых можно констатировать возникновение исследовательского флота. Этот историче ский факт можно рассматривать как прецедент, потому что исследователь ский флот в России возникал не раз. Конечно, исследовательский флот образца 1928 года это был ещё не тот современный океанский флот, способный решать научные задачи мирово го масштаба. Однако сложившийся прецедент соответствует некоторым ос новным критериям, которые характеризуют исследовательский флот. Во- первых, к лету 1928 года в российской науке о море уже сложилась систе ма организации оперативной обработки научно-исследовательской информации — это и МБС (29.06.1904), и Северная научно-промысловая экспедиция (04.03.1920), и Плавморнин (10.03.1921). Во-вторых, с обуст ройством МБС, строительством причала станции у будущего исследова тельского флота появилась собственная береговая база для обеспечения судов всем необходимым. Таким образом, к 1928 году уже существовали средства обеспечения судов исследовательского флота и были обустроены береговые пункты базирования этого флота. И, в-третьих, с появлением в 1928 году в Мурманской биологической станции НИСа «Николай Книпо вич» —второго судна, после «Персея», специально построенного для про ведения научно-исследовательских работ, можно говорить о возникнове нии совокупности научно-исследовательских судов. Правда, сам термин «научно-исследовательское судно» появился несколько позже. Суда, которые использовались на Мурманской биостанции до прихода «Николая Книповича», были маломощны и неспособны совершать само стоятельные рейсы в открытом море. Руководству МБС приходилось брать в аренду совсем не приспособленные для научных исследований суда и корабли. Видимо поэтому эти суда в соответствии с выполняемыми зада чами могли получать уточняющие наименования, например, «гидрографи ческое» или просто «экспедиционное», которые в дальнейшем использова ли в научных отчётах. Скорее всего, так в научной литературе 20—30-х годов XX века появился термин «экспедиционное судно» и соответствую щая аббревиатура «э/с». Так, например, военный корабль, арендованный
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz