Циркунов, И. Б. На пороге Арктики : арктические, методологические и краеведческие исследования / И. Б. Циркунов. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2015. - 184 с. : ил.

Глава 4. ИСТОРИЯ НАУЧНОГО ОСВОЕНИЯ АРКТИКИ 137 возник исследовательский флот России. При этом следует иметь в виду, что место, где возник исследовательский флот России и происходило его становление, определено достаточно точно —это Мурманская биологиче­ ская станция. История науки знает немало славных имён судов, на которых соверша­ лись беспримерные плавания, географические и научные открытия. Как правило, все эти суда не были изначально приспособлены к научно-иссле­ довательским работам. Это были или военные корабли, или суда торгового флота, или специальные суда типа ледокола «Ермак» (1899). Первым на­ учно-исследовательским судном (НИС ) российской науки был двухмачто­ вый пароход «Андрей Первозванный» (1899). На этом судне продолжи­ лись научно-исследовательские работы в открытом море Мурманской на­ учно-промысловой экспедиции (1898—1908). Однако в годы советской власти это'судно перестали использовать для научно-исследовательских работ да и название изменили на «Мурман» (Циркунов, 2006. С. 32—33). На смену первому российскому научному судну пришло первое советское НИС —двухмачтовая деревянная шхуна «Персей» (1922) (Там же. С. 49). НИС «Персей» было единственным научным судном в советской Рос­ сии, которое было построено для исследовательских целей и в соответ­ ствии с ними эксплуатировалось. И хотя «Персей» не был приписан к Мурманску или Мурманской биологической станции, но это исследова­ тельское судно часто базировалось в МБС. На Мурманской биологической станции были свои плавсредства, которые использовались для плавания в заливе и выхода в море. Но эти суда — «Орка» и «Александр Ковалев­ ский» —были столь малы и неприспособленны для длительных научно- исследовательских экспедиций, что их можно рассматривать только как вспомогательные плавсредства (ГАМО 1). По сроку эксплуатации эти суда нуждались в капитальном ремонте или подлежали списанию. Однако ещё в 1899 году на Стокгольмской конференции было решено создать Между­ народный Совет по изучению морей — ICES, было предложено целенап­ равленное исследование морских промыслов, приняты стандартные гори­ зонты и сроки наблюдений, приняты физические, химические и биологи­ ческие параметры измерений. В частности, в Баренцевом море приняты три стандартных разреза и главный из них —«Кольский меридиан» вдоль 33° 30’ в. д. (Циркунов, 2006. С. 32). Выполнять эти масштабные исследова­ ния было затруднительно. МБС нуждалась в собственном судне, способном выполнять комплексные научно-исследовательские работы в открытом море. По инициативе руководителя МБС профессора Германа Августовича Клюге (27.05.1871—25.12.1956) в Норвегии было построено судно для прове­ дения научно-исследовательских работ в Баренцевом море (ГАМО 2). Это судно получило название «Николай Книпович» (1928) (ГАМО 3).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz