Циркунов, И. Б. На пороге Арктики : арктические, методологические и краеведческие исследования / И. Б. Циркунов. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2015. - 184 с. : ил.
126 1/1. Б. Циркунов. НА ПОРОГЕ АРКТИКИ считать —кубрик для команды на пять человек, столовую для комсостава на шесть человек и столовую со спальными местами на шесть человек. Также на судне были предусмотрены четыре каюты для комсостава и три двухместные каюты для научных сотрудников. Спальные места в каютах оставляли желать лучшего. Рослому члену экипажа трудно было вытя нуться во весь рост. На палубе размещалась лаборатория из двух отделе ний, в одном из них находилась радиоустановка. Над лабораторией была расположена штурманская рубка. Под палубой — шестнадцатифутовый трюм, машинное отделение и камбуз с плитой (ГАМО 1). Если сравнивать первое научное судно Советской России «Персей» с «Николаем Книповичем», то получится следующая картина. По водоиз мещению: «Персей» —550 тонн, а «Н. Книпович» —всего лишь 100 тонн. По главному двигателю: у «Персея» —паровая машина на твёрдом топ ливе в 360 лошадиных сил, а у «Книповича» — двигатель внутреннего сгорания на жидком топливе в 120 лошадиных сил и запас хода на 21 день. «Николай Книпович», как видно из приведённых данных, уступал «Персею», но лишь по тактико-техническим характеристикам. Во всём остальном —в научных изысканиях, в арктических маршрутах и членах именитой команды исследователей «Николай Книпович» был на равных с первенцем советской морской науки. Недаром и «Персей», и «Николай Книпович» были первыми настоящими научно-исследовательским суда ми (НИСами). НИС «Николай Книпович» знаменит не только тем, что на нем рабо тал сам выдающийся ученый, Н. М. Книпович, чьё имя он носил. На его борт не раз поднимались и в качестве начальников экспедиционных рей сов, и как исследователи В. А. Васнецов, А. Д. Добровольский, Н. Н. Зубов, М. В. Кленова, Б. П. Мантейфель, Ю. Ю. Марти, М. П. Сомов и др. Судьбы таких известных в прошлом капитанов, как С. В. Попов, С. С. Строганов, II. А. Полисадов тесно переплелись с «Николаем Книповичем». А с име нем капитана Полисадова связаны два исторических эпизода, которым по священа статья. Полисадов Пётр Андреевич (1889—1952) по окончании Архангельско го мореходного училища с 1909 года работал в Отдельной съёмке Белого моря (ОСБелМ). В 1914—1917 годах служил на вспомогательном крейсере «Митава», канонерской лодке «Сивуч». В 1922—1925 годах командовал гидрографическими судами «Таймыр», «Купава», «Пахтусов». В 1925 году участвовал в исследовании побережья Новой Земли. В 1926 году был лёт- чиком-наблюдателем зверобойной экспедиции. В 1938 году командовал шху ной «Мурманец», участвовал в снятии с льдины папанинцев. В 1938—1944 годах командовал судами «Николай Книпович» и «Исследователь» (Мае-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz