Циркунов, И. Б. На пороге Арктики : арктические, методологические и краеведческие исследования / И. Б. Циркунов. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2015. - 184 с. : ил.
124 И. Б. Циркунов. НА ПОРОГЕ АРКТИКИ ОТКРЫТИЯ НИСа «НИКОЛАЙ КНИПОВИЧ» 1939 ГОДА В ЧЁШСКОЙ ГУБЕ И БАРЕНЦЕВОМ МОРЕ И стория арктического мореплавания знает немало судов — воен ных кораблей, ледоколов, транспортных и пассажирских судов и даже парусников, оставивших значительный след в истории освоения и изуче ния Арктики. Судно, о котором пойдёт речь, до недавних пор было мало известным. Точнее сказать, оно оказалось забытым. Однако историю этого прославленного экспедиционного судна, носившего имя выдающегося ис следователя морей Арктики академика Николая Михайловича Книповича (1862—1939), мы постарались восстановить (Циркунов, 2006). К чести и уникальности этого судна следует отнести тот факт, что это был прежде всего парусник с деревянным корпусом ледового класса. На счету этого научного корабля немало героических рейсов во льдах Арктики, научных экспедиций, многие месяцы плавания по Кольскому меридиану и сотни выполненных с его борта разрезов —океанологических станций. Это судно принимало участие во Втором Международном полярном годе в 1932 году, а беспримерный ледовый поход под руководством профессора Н. Н. Зубо ва (1885—1960), в ходе которого впервые в свободном плавании с севера удалось обогнуть архипелаг Земля Франца-Иосифа, навечно останется не превзойдённым рекордом в истории для судов этого класса. Но в этой ста тье остановимся лишь на двух исторических событиях в долгой морской судьбе этого судна. Моторно-парусное судно (МПС) «Николай Книпович», как уже сооб щали, имело деревянный корпус из сосны с ледовой обшивкой из морёно го дуба, носовая часть была усилена металлическими пластинами по 3 фута длиной по бортам и по 2 фута над и под водой (ГАМО 2). Длина судна 85 футов*, ширина 20,4 фута, осадка 10 футов и около 100 тонн водоизмещение. На судне в качестве главного двигателя был установлен 120-сильный мотор системы Болиндер. Он позволял развить судну ход в 7,5 узла. Кроме этого, ещё один двигатель системы Болиндер приводил в движение динамо-машину мощностью в 4,5 киловатта, которая вырабаты вала ток для освещения судна и обслуживания планктонной и гидроло гической лебёдки. Так как судно было моторно-парусным, оно имело парус ное вооружение. Судно было оснащено двумя мачтами и парусами (ГАМО 1). * Один английский фут равен 30,48 см.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz