Циркунов, И. Б. Мурманск - Вытегра : [сборник очерков] / И. Б. Циркунов. – Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2024. - 94, [1] с. : ил., портр., факс.

5 0 тогда ещё СССР, из Болгарии. Памятник является авторской копи­ ей работы болгарского скульптора Владимира Гиновски. Оригинал стоит у здания народной библиотеки в Софии. Мурманская ко­ пия - на небольшой площади у здания Мурманской государствен­ ной областной универсальной научной библиотеки. Этот памятник был подарен Мурманску в благодарность за проведение перво­ го Дня славянской письменности и культуры в Советском Союзе. Стараниями Мурманской писательской организации под руковод­ ством ответственного секретаря В. Л. Тимофеева и лично писателя В. С. Маслова этот памятник появился в городе-герое Мурманске. Но и на этом не остановился Виталий Семёнович. Им был за­ думан, организован и проведён Славянский ход 1997 года. Это была духовно-просветительская экспедиция из Мурманска в Сербию, в черногорский город Пераст. Семь границ пересекли, семь столиц посетили - Минск, Киев, Кишинёв, Бухарест, Софию, Белград, Са­ раево и во множестве других русских, славянских и православных городов побывали участники экспедиции. А сколько сил душевных и физических стоило В. Маслову, чтобы этот Славянский ход состо­ ялся? И он прошёл и дал начало всем последующим Славянским хо­ дам, в которых принимал участие Д. Коржов. Дмитрий Валерьевич, пожалуй, единственный участник большинства Славянских ходов и организатор некоторых из них. Виталию Семёновичу Маслову давали оценку многие авторы, указывая на цельность его натуры, многогранный характер его об­ щественных работ, а уж литературоведческому анализу его произ­ ведений несть числа. Нам же видится роль В. С. Маслова в том, что он создавал «силовое поле», «ядерную область», где происходило определённое социальное расщепление, создающее мир. Создание мира в нашем случае означает рождение символа. Создание симво­ ла, т. е. когда он назначен, приводит к созданию реальности. Реаль­ ностью стало ежегодное празднование на государственном уровне Дня славянской письменности и культуры, которое стало культур­ ным явлением. Материализованный символ славянской письмен­ ности и культуры - памятник Кириллу и Мефодию - является символом знания. Таким образом создавалась память - и не только индивидуальная, но и историческая. Каждый май, двадцать четвёртого числа, вытегоры, идите к па­ мятнику Н. Клюеву - это великий продолжатель дела Кирилла и Мефодия, помня, что в этот день в Мурманске собрались неравно­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz