Циркунов, И. Б. Мурманское книжное / Игорь Циркунов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2007. - 131, [1] с.: ил., портр.
77 Глава 6. Культура книгоиздания Двоякую роль в процессе развития литературы нонфикшн играют биб лиотеки. С одной стороны, библиотеки, которые являются методическими центрами, безусловно, справляются с возложенной на них обязанностью сохранения хотя бы одного обязательного экземпляра книг. С другой, эти же библиотеки представляют собой вместилища, где находятся на хране нии не только книги, по содержанию и по форме, но и суррогатные книги, т. е. литература, которая только похожа на неё и, в том числе, на книги нонфикшн. Кроме этого, библиотеки и сами иногда являются производите лями суррогатной книги, а иногда исполнение целевой функции библиоте ки по сохранению книжного наследия является, по сути, большим стиму лом для других производителей суррогатной литературы. При этом отно шение к литературе нонфикшн остаётся равным среди прочих. Однако, на наш взгляд, этого не должно быть. К этой литературе следовало бы предъяв лять повышенные требования как по оформлению, так и по содержанию. С этой целью следовало бы создать общественный совет, который как кон сультативный институт мог бы помогать классифицировать и определять из общего ряда предлагаемых к изданию книг литературу нонфикшн и спо собствовал бы появлению таких книг. Совершенно незавидную роль на рынке книгоиздания играют местные издательства. В отличие от своих столичных собратьев — издательств, кото рые фактически являются маркетмейкерами, областные или городские из дательства не могут претендовать на сколько-нибудь самостоятельную роль и влиять на развитие книжного рынка даже в рамках своего локального регионального рынка. Удел таких небольших местных издательств быть институтом, обслркивающим внепланового спонсора. В условиях, когда на федеральном уровне отменена процедура лицензирования издательской де ятельности, открывается возможность любой организации стать институ том, обслркивающим спонсора в книгоиздательском проекте, а это приво дит к снижению уровня книгоиздательской культуры, а порой просто к мошенничеству. Уровень книжной культуры падает как в части формы, художественного исполнения книги, так и в части содержательной, культу ры слова. Мурманскому книжному издательству всё труднее в одиночку, без по мощи государства удерживать на высоком уровне культуру книгоиздания. Если десять лет назад, приступая к выпуску трёхтомника профессора Уша кова, у нас были надежды на то, что наше начинание будет замечено и поддержано, то теперь такой надежды нет. Вряд ли найдутся существенные замечания по культуре его оформления и культуре слова, не говоря уже о научном содержании этого трёхтомника. Глубокий научный подход и отто ченный стиль изложения, которые предлагает автор вниманию читателя, лаконичное и сдержанное оформление книги делают трёхтомник образцо вым произведением мурманского книгоиздания. Трудно представить, что кому-то, взявшему в руки эти книги, будет стыдно за автора и за издателя. С гордостью можно сказать, что эти книги стали образцами культуры кни гоиздания у нас в Мурманской области.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz