Циркунов, И. Б. Мурманское книжное / Игорь Циркунов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2007. - 131, [1] с.: ил., портр.
И. Б. ЦИРКУНОВ. МУРМАНСКОЕ КНИЖНОЕ 74 решения комиссии незаинтересованной и некомпетентной в данном слу чае. Остаётся, как и принято в нашем государстве, занять позицию барана, который ждёт своей участи или, как говорят в таких случаях, дождаться пока время покажет, хотя все прекрасно знают, что время ничего и никому не показывает, а показывают люди, как правило, обличённые властью и при деньгах. Следует заметить, что книга «Мурманский некрополь» пока так и не вышла в свет, милиция разыскивает незадачливого издателя, руководство городского отдела культуры готовится расторгнуть договор с издателем, а автор сокрушается и, наверное, чувствует себя обманутым, а это уж не рыночные отношения, это не рынок, а базар и бардак. Если принять во внимание методологический и политический принци пы и согласиться с тезисом о смене социально-экономической парадигмы в жизни нашего общества, то следует задуматься, какой должна быть, напри мер, модель функционирования одного из важнейшего участника рынка — библиотек. В данном случае можно прибегнуть к передовому опыту специ алистов в области экологии, в частности, принять во внимание Севильскую стратегию, разработанную более тридцати лет назад. Современная модель функционирования библиотеки в условиях книж ного рынка с преобладанием библиоцентрической модели развития и не- проработанными до логического завершения федеральными и местными законами представляется в виде библиорезервата. Библиорезерват — это, прежде всего, концептуальное построение взаимодействия участников книж ного рынка, где центральное место отводится библиотеке как центру кни- гохранения, книгосопровождения и методическому центру по работе с чи тателем. Важным элементом такого библиорезервата был бы закон, мест ный или федеральный, а за неимением такого — соглашение о сотрудничестве с заинтересованными участниками рынка. В основном, этот документ дол жен определять статус центральной библиотеки, регулировать отношения центральной библиотеки со своей библиотечной системой, а также описы вать основные принципы взаимодействия библиотечной системы с другими участниками книжного рынка. Таким образом, четко очерчены три основные зоны деятельности биб лиорезервата. Во-первых, ядро, которое представляет собой саму библиоте ку. Во-вторых, зона активного контакта, которая замыкается рамками биб лиотечной системы. В-третьих, зона перспективного развития, которая дол жна охватывать максимальное число участников книжного рынка. Как видно, предложенная модель библиорезервата далека от библиотафии и преду сматривает особенности адаптации библиотек к рыночным условиям. В заключение следует отметить, что лучше всего придерживаться извес тного принципа — думать глобально, а действовать локально. Нам неизве стно, будет ли когда-нибудь реализован проект библиорезервата, но даже в условиях неопределённости вполне возможно использование методов паб- лик рилейшнз. Эти методы отнюдь не противоречат маркетинговому прин ципу взаимодействия участников книжного рынка. Одним из вариантов реализации маркетингового принципа взаимодействия библиотеки и изда тельства может послужить схема Гриневея. Эта схема была предложена и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz