Циркунов, И. Б. Мурманское книжное / Игорь Циркунов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2007. - 131, [1] с.: ил., портр.

И. Б. ЦИРКУНОВ. МУРМАНСКОЕ КНИЖНОЕ 66 Ещё одним субъектом книжного рынка было государственное предпри­ ятие «Пазори». «Пазори» представляло собой издательский центр, создан­ ный при областном институте усовершенствования учителей. Государствен­ ным это издательство можно считать потому, что строило оно свою работу, опираясь на выполнение книжных заказов для системы образования обла­ сти. В эту же группу издательств следует отнести издающие структуры, действующие при высших учебных заведениях и НИИ. Среди самых изве­ стных — издательства и издательские центры педагогического и техниче­ ского университетов, ПИНРО, некоторых НИИ КНЦ РАН*. Писательские организации также являются участниками книжного рын­ ка. Так случилось, что в Мурманской области два писательских союза. Надо заметить, что оба писательских союза заняли не совсем конструктивную позицию как участники книжного рынка. Получая немалую поддержку от областной администрации в сотни тысяч рублей, писательские союзы ув­ леклись вопросами книгоиздания. Теперь члены писательских союзов не только сами пишут книги, они сами же их редактируют, сами издают, сами решают проблемы, связанные с полиграфией, сами занимаются распрост­ ранением книг. Такое замкнутое производство не говорит в пользу высоко­ го уровня развития книжного рынка в Мурманске в целом и, на мой взгляд, не делает чести самим писательским союзам и негативно сказывается на качестве исполнения книжной продукции. Дело, к нашему ужасу, доходит до фактов незаконного присвоения для своих книжных продуктов выход­ ных классификационных данных, как это случилось с книгой Надежды Боль­ шаковой «Хлебные горбушки» (2005). Нам известны причины, в результа­ те которых писатели вынуждены были заниматься самостоятельно книго­ изданием. Однако путь решения своих проблем, который избрали писатели, не совсем эффективный. Можно было бы использовать те средства, которые получают писатели от областной администрации, не на решение техниче­ ских задач по выпуску книг в свет, а на другие цели, о которых нам судить не пристало. Слава богу, писатели люди творческие и они сами могут понять, как лучше им распорядиться теми средствами, которые получают. Третью группу участников книжного рынка Мурманска и Мурманской области представляют субъекты частного капитала. К ним, прежде всего, относятся частные полиграфические предприятия, частные издательства, частные книготорговые фирмы и книжные магазины. Частный полиграфи­ ческий бизнес в Мурманске представлен несколькими частными предприя­ тиями: «МИП-999», типография «Милори», типография «Радиотрон» и другие мелкие предприятия, которые строят свою деятельность на исполь­ зовании листовых печатных офсетных машин, дубликаторов (ризографов) и новейшей цифровой печати. Характеризуя эту группу участников рынка, надо сказать, что полиграфические мощности их слабы. Скорее всего, их следует рассматривать как оперативную полиграфию, которая вполне соот­ ветствует потребностям сегодняшнего рынка и заказчикам. Всё ещё остаёт* НИИ КНЦ РАН — Научно-исследовательские институты Кольского научного центра Российской Академии наук.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz