Циркунов, И. Б. Мурманское книжное / Игорь Циркунов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2007. - 131, [1] с.: ил., портр.

Г л а в а 5 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ КНИЖНОГО РЫНКА Кукол дёргают за нитки, На лице у них улыбки, И играет клоун на трубе. И в процессе представленья Создаётся впечатленье, Что куклы пляшут сами по себе... Ах, до чего ж порой обидно, Что хозяина не видно... А. Макаревич Всем хорошо известна двойственная природа книги, имеется в виду её эко­ номическая и интеллектуально-духовная сущность. Эта двойственная при­ рода книги позволяет представить книгу и как произведение искусства, как носитель интеллектуально-духовной ценности, и как товар со всеми харак­ терными для него свойствами. Рассуждение о книге—товаре предполагает .использование категорий рыночной экономики, в том числе категорий уп­ равления. В нашем случае мы будем отличать понятие «управление» от понятия «менеджмент». Эти два термина в основном тождественны, одна­ ко понятие «управление» относится к различным сферам человеческой де­ ятельности, а понятие «менеджмент» — только к управлению социально- экономическими системами (Эриашвили, 1998.). В том случае, когда взаи­ модействуют различные по своей природе социально-экономические системы, различные по своей управленческой миссии, различные по характеру соб­ ственности, уместней и удобней всего использовать понятие «управление». Рыночный подход в нашем случае будем определять, прежде всего, с пози­ ции книгоиздателя, который является, безусловно, субъектом книжного рынка. Библиотеки, например, также можно и нужно отнести к числу субъек­ тов книжного рынка. Мы определяем их субъектами книжного рынка не в силу того, что они находятся в рыночных отношениях, как говорится, ры­ нок окружает библиотеку. Библиотеки живут в рыночных условиях в силу того, что они сами являются субъектами книжного рынка и представляют собой один из маркетинговых каналов распространения книг и книжной продукции. В этом смысле взаимодействие библиотек и издательств пред­ ставляется интересным. Для того, чтобы проанализировать управленческую перспективу взаи­ модействия субъектов книжного рынка, необходимо кратко проанализиро­ вать состояние книжного рынка в Мурманске и Мурманской области. Прежде всего, следует рассмотреть позицию органов государственной власти и что было сделано этими органами за прошедшее десятилетие. Итоги впечатля­ ющие. За эти годы прекратил своё существование Комитет по печати и издательской деятельности. Правда, комитет возобновлял свою деятельность,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz